Автоугонщики промышляли в центре Иркутска

В конце мая текущего года сотрудниками Главного следственного управления ГУВД по Иркутской области совместно с оперативниками отдела по розыску транспорта были переданы в Иркутский областной суд материалы уголовного дела, возбужденного против членов организованной преступной группировки, промышлявшей разбойными нападениями на автовладельцев. Банда, состоявшая из трех человек, была задержана в сентябре 2006 года.

Преступники действовали дерзко. Имея так называемый гараж-отстойник на дачном участке одного из иркутских садоводств, все свои нападения они совершали в центре города. В темное время суток подельники останавливали таксиста или частника на улице Карла Маркса или Дзержинского, просили подвезти до аэропорта или в один из частных секторов Куйбышевского района. Далее все складывалось по схожему сценарию. В глухом переулке или тупике преступники демонстрировали водителю обрез охотничьего ружья, отнимали у него деньги и сотовый телефон и предлагали покинуть место происшествия, оставив машину. Спорить с вооруженными налетчиками никто не решался.

Отдельного внимания заслуживают личности бандитов. Лидер группы Раступин ранее был судим за разбой. Уже в ходе следствия его подозревали также в совершении изнасилования, однако доказательной базы для предъявления ему обвинения не хватило. Второй активный участник разбоев — Фарсов — также имеет за спиной немало преступных деяний. Ему, в частности, вменяются четыре эпизода грабежей, совершенных в Ангарске летом прошлого года. Наглость преступников во многом объяснялась наличием у Фарсова удостоверения внештатного сотрудника ГИБДД. Пользуясь им, он безбоязненно перегонял преступно добытые машины. Кроме того, Фарсов в свое время окончил курсы охранников и имел навыки обращения с оружием и приемов рукопашного боя. С обрезом на дело всегда выходил именно он. Роль третьего участника криминального трио — Свиблова — свелась к добыванию оружию, его непосредственное участие в нападениях на водителей не доказано.

Свою деятельность банда начала в первых числах августа прошлого года. На следствии сообщники выбрали разные линии поведения. Фарсов не стал играть в молчанку и охотно давал показания, а вот имеющий тюремный опыт Раступин пытался изображать из себя бывалого сидельца и со следователем вел себя поначалу вызывающе. Следствию, впрочем, и без содействия бандита удалось доказать его роль и участие в совершенных разбойных нападениях. Дерзкого главаря опознали потерпевшие, да и показания Фарсова нельзя было игнорировать.

Не обошлось в этом деле и без трагедии. Уже весной 2007 года, вскоре после вынесения обвинения, в камере следственного изолятора был обнаружен повешенным Фарсов. Самоубийство, на которое намекала обстановка, выглядело абсурдным, так как погибший активно сотрудничал со следователем, должен был участвовать в следственном эксперименте и явно надеялся на снисходительное отношение суда к собственной персоне. Впрочем, доказать чью-либо причастность к смерти обвиняемого оказалось невозможным. Судебный процесс против бандита Раступина и раздобывшего для банды оружие Свиблова продолжается, и есть надежда, что законное возмездие не обойдет преступников стороной.

Фамилии обвиняемых изменены.