Алиментщиков и живодеров заставляют трудиться

120 предприятий готовы принять их на работу

Труд облагораживает человека и оказывает на него воспитательное воздействие, считают суды, обязывая осужденных за нетяжкие преступления отбывать наказание усиленным трудом. За что назначаются сегодня исправительные работы? Кто их отрабатывает? В какой сфере заняты осужденные? Все это мы выясняли в иркутской межрайонной уголовно-исполнительной инспекции.

Наказание за выброшенную собачку

Исправительные работы назначаются как наказание за мелкие преступления, не представляющие опасности для общества. Среди них — уклонение от уплаты алиментов, мелкие кражи, грабежи, разбои, ДТП. На исправительные работы направляют также после неудавшейся попытки кого-нибудь ограбить.

Но иногда случаются особо выдающиеся преступления — нелепые, странные, за которые «оступившимся» приходится нести трудовую ношу.

— Так, в 1998 году по статье 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными») был осужден молодой человек, — рассказывает Светлана Якимова, замначальника межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 ГУФСИН России по Иркутской области.

20-летний парень повздорил с родственниками и в результате почему-то посчитал виноватой во всем путающуюся под ногами собачку. Он выбросил ее из окна 9-го этажа. Собачка скончалась. А родственники написали заявление, и молодому человеку пришлось три месяца исправно трудиться в память об убиенной ни за что ни про что собачонке.

— Мы поставили человека на учет, составили психологическую характеристику, как это обычно делаем, — говорит Светлана Якимова. — Однако он не признал себя виновным. Сказал, что она громко лаяла, тявкала на него, а он пришел с работы и хотел отдохнуть.

Безработных приучают к труду

— Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы... — с воспитательной ноткой в голосе обращался к привлеченным к исправительным работам сотрудник милиции в комедии Леонида Гайдая.

Сегодня, как и в далекие 60-е, перевоспитание тех, кто любит выпить, похулиганить, нигде не прописан и ничем не занимается, также происходит с помощью исправительных работ.

— Основной контингент, с которым мы работаем, — это лица без определенного места жительства, неработающие, не имеющие паспортов, прописки, ведущие аморальный образ жизни. На учете таких состоит 60 человек, — рассказывает Светлана Якимова. — Дело в том, что в 2003 году законодательство, регулирующее нашу деятельность, изменилось. В результате этих перемен к наказанию в виде исправительных работ сегодня привлекается именно такой контингент. До этих изменений исправительные работы назначались работающим гражданам по месту их основной работы.

Сегодня сроки исправительных работ невелики — от 2 месяцев до 2 лет с отчислением в доход государства 5—20% заработанных осужденным средств. Причем место работы осужденного определяется органами самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными органами.

Вор-рецидивист совершал кражи на пути исправления

Осужденные по большому счету трудятся неохотно, не чувствуют ответственности и легко могут оставить рабочее место. Причем на пути исправления совершают новые преступления.

Недавно осудили несовершеннолетнего подростка за кражу. Молодого человека наказали исправительными работами. Он должен был трудиться два часа в день. У этого 17-летнего подростка не было даже документов, пьющие родители не позаботились о сохранении свидетельства о рождении.

— Мы с трудом договорились с предпринимателем взять его на работу. Нам пошли на уступки. Подростку нужно было прилежно отработать три месяца, — рассказывает Светлана Якимова.

Мальчик согласился. Однако, отработав пять дней, решил, что этого хватит, и пропал. За эти дни на его рабочем месте была совершена кража, пропали сотовый телефон и деньги. Подростка уволили. В краже он так и не признался.

Недисциплинированные санитары

Сегодня ЖКХ — одна из наиболее востребованных сфер услуг, где отбывают трудовое наказание осужденные. В Иркутске порядка 120 предприятий готовы принять осужденных. Вакансии: дворники, подсобные рабочие, иногда маляры-штукатуры.

Открытое акционерное общество «Коммунальщик», образованное после недавней реорганизации муниципальных коммунальных служб, сегодня обслуживает Кировский район. Как и многие другие работодатели, оно заинтересовано в рабочей силе.

— У нас трудятся четверо осужденных, одна маляром-штукатуром, остальные дворниками, — рассказывает гендиректор ООО «Коммунальщик» Валерий Козулин. — Мы их называем санитарами нашего района, они очень выручают, в дворники ведь народ не очень-то идет. Хотя, надо заметить, у осужденных есть неважная тенденция: поработают день-два, загуляют и пропадают.

Управу на халтурщиков вначале найти было сложно. Выход подсказали сотрудники уголовно-исполнительной инспекции.

— Нам посоветовали напоминать им о том, что если они допускают прогулы, мы вправе их уволить. А за нарушение суд вынесет другое наказание, вероятнее всего — лишение свободы. На некоторых эта мера действует, — говорит руководитель «Коммунальщика».

Трудящихся несколько раз в день навещает на участках руководство, сам генеральный директор и его заместитель.

Рабочий день начинается с 8 утра. На участке одного из домов по улице Литвинова — две дворничихи. Лена, женщина тридцати с небольшим лет, отбывает исправительные работы за неуплату алиментов детскому дому, в котором находится ее 15-летний сын. Как и большинство ее «коллег», Лена лишена родительских прав.

— Я, как и многие из нас, не могу платить алименты, долгов у нас много. Ребенка у меня забрали, «спасибо» бабушке, она этому посодействовала.

После того как у Елены умер отец, а вскоре покончила с собой мать, женщина осталась с ребенком. Частенько выпивала, за сыном не следила. Бабушка, видя обстановку, в которой растет правнук, сделала все, чтобы Елену лишили родительских прав.

У 40-летней Людмилы в иркутском детдоме двое детей, шести и восьми лет. Ей предстоит трудиться 8 месяцев.

— Алименты не платила, работы не было, нет документов и прописки.

— Почему дети в детдоме?

— Выпивала.

Впрочем, в процессе трудового азарта случаются чудеса. Осужденные, большинство из которых не прочь выпить, от пагубной привычки отказываются и выражают желание остаться работать и дальше, после окончания срока исправительных работ. А одна из работниц «Коммунальщика» даже собирает документы, желая забрать из детдома своего ребенка.