Пять месяцев работы совета
Сергей Тарасов, заместитель председателя общественного совета "За развитие Прибайкалья":
— Российское общество вступает в новую эпоху своего развития, когда роль общественных организаций год от года усиливается. Примером этого может служить образование Общественной палаты РФ, инициированное президентом РФ Владимиром Путиным для осуществления гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти. Надо отметить, что это нововведение прижилось, потому что по аналогии федеральной Общественной палаты в регионах, в крупных городах стали создаваться свои гражданские советы или палаты.
Прототипом нашего общественного совета "За развитие Прибайкалья", конечно, была Общественная палата, но главное отличие, которое хотелось бы подчеркнуть, — создание совета инициировалось не властью, а самим населением. Очевидно, именно такая практика должна получить распространение в дальнейшем — инициатива создания таких общественных организаций должна исходить от граждан, как происходит во всем цивилизованном мире. По сути, это форма и способ реализации населением своих гражданских прав и свобод, прописанных в Конституции. При этом общественная организация берет на себя некоторые функции органов государственной власти.
У нас есть определенное сходство с федеральной Общественной палатой, о котором я хочу сказать. В устав совета мы сразу заложили функцию контроля за деятельностью власти, особенно в части реализации национальных проектов. Это особенно важно, потому что до этого времени в Иркутской области, а может, и в России не было общественных организаций, которые ставили бы себе такие задачи.
Следующая наша задача, которая вытекает из первой, — это информирование населения, какими темпами идут реформы, как приять участие в нацпроектах, как и куда расходуются средства, выделяемые государством на их реализацию. Подчеркну, что самым важным для нас было помочь населению активно включиться в национальные проекты.
Федеральная власть определила направления развития — национальные проекты — как общий стратегический план и спустила его на территории. Нацпроекты — словно луч, который должен пронизать общество насквозь, дойти до каждого конкретного человека и, отразившись, вернуться к власти. По этому отражению федеральная власть поймет, эффективны ли были предложенные программы развития и что нужно откорректировать.
Работа нашего совета в районах области показала, что на региональном уровне проблем с реализацией реформ не возникает, в областном центре население знает о нацпроектах и участвует в них. Проблемы возникают на уровне местного самоуправления — сигнал сверху либо искажается, либо застревает. Муниципальные власти не справляются со своими задачами — не доводят до всех жителей смысл и содержание национальных проектов. В них участвует только узкий круг предприятий и организаций, приближенных к местным администрациям, но большинство жителей живет в полном неведении. Таким образом, мы сейчас решаем задачу объективного и полного информирования населения как по национальным проектам, так и в вопросах российского законодательства.
На данный момент мы уже оказали юридическую помощь по вопросам приватизации собственности, земельного и природоохранного законодательства. Недавно были отпечатаны и распространены среди населения брошюры-памятки по земельным вопросам, где юристы объяснили людям порядок выделения земель для ведения личных подсобных хозяйств, для строительства, порядок обращения с земельными паями, как оформить землю в собственность, каков размер налога на землю в действительности. Прочитав это, люди поняли, что долгое время им морочили голову, препятствуя тому, чтобы народ стал собственником земли. По 12 обращениям граждан советом подготовлены и направлены в правоохранительные органы обращения на неправомерные действия чиновников, 278 гражданам безвозмездно оказана юридическая помощь.
И третья задача, которая стоит перед советом, — это разработка программы ускоренного социально-экономического развития Иркутского района на ближайшие 10 лет. Конечно, формирование такой программы актуально и для других территорий. Как правило, программы создаются раз в 4 года накануне выборов мэра и носят краткосрочный характер. Программы порой готовятся непрофессионально, с привлечением узкого круга лиц. Так или иначе они не находят понимания среди населения, реального воплощения, оставаясь пустыми предвыборными обещаниями.
Для формирования программы ускоренного развития, отвечающей современным вызовам, нужен принципиально новый подход. Для этого совет привлек к социально-экономической экспертизе коренное население района. Эксперты совета провели опрос среди 28 532 жителей всех муниципальных образований района на предмет их видения дальнейшего развития территории. Мы получили конкретные предложения по трем основным направлениям: производству, инфраструктуре, социальной сфере. Сейчас мы прописываем основные положения программы и на днях доведем до сведения жителей района предварительные результаты совместной с ними работы.
Конечно, в программу войдут наиболее значимые проблемы, но есть и оперативные вопросы, которые, по мнению населения, требует срочного решения, например в сфере работы общественного транспорта, обеспечения домов и личных подворий водопроводом, освещения улиц, ремонта дорог и т. д. Мы считаем, что эти проблемы можно решать уже в этом году. Во всяком случае, эти наказы и предложения мы намерены положить на стол новому мэру района, главам поселений, депутатам районной думы. В каждом поселке работает актив совета, который и возьмет на контроль исполнение властью народных поручений.
Программа социально-экономического развития стала объединяющим началом не только для населения. Нам также удалось объединить предпринимателей, которые с готовностью оказывают благотворительную помощь, и прежде всего малоимущим и многодетным семьям (продуктами, одеждой, дровами, игрушками и т. д.). На сегодняшний день 236 жителей района, в том числе пенсионеры, ветераны войны и труда, получили материальную поддержку от благотворителей, которых привлек совет.
Трем детским спортивным командам пос. Смоленщина, Пивовариха, Сосновый Бор благотворители приобрели форму и инвентарь, а в новогодние каникулы порядка 3,5 тыс. детей побывали на наших праздниках и получили подарки.
Для клуба д. Коты приобретена современная киноустановка, оказана материальная помощь четырем самодеятельным творческим коллективам.
По настоятельным просьбам жителей совет помог оборудовать 9 фельдшерско-акушерских пунктов в пос. Марково, деревнях Малая Елань, Горяшино, Ширяево, Тихонова Падь и других, где не было ни нормальной мебели, ни необходимого медицинского оборудования. Пяти жителям района были оплачены дорогостоящие операции, в том числе трехлетнему ребенку. С депутатом Государственной думы РФ от Иркутской области С.И.Дубровиным достигнута договоренность о проработке в Правительстве РФ вопроса строительства новой современной районной больницы, поскольку старое здание уже настолько древнее, что там нет возможности установить новое оборудование, которое поступает в рамках национального проекта "Здоровье".
Таким образом, деятельность совета отражается во всех сферах жизни жителей, и мы не намерены останавливаться. Мы будем вместе с населением Иркутского района влиять на решения власти, будем контролировать ее работу. Нам вместе предстоит сделать еще очень много.