Наркобаронов стало меньше: минус Ваня Дырявый, минус Саня Татарин, минус дядя Паша...

Благодаря сотрудничеству общественной организации и милиции наркоторговцам не помогает теперь даже мохнатая лапа

Никто не умаляет заслуг правоохранительных органов в их нелегкой борьбе с местной наркомафией. И все же очевидно то, что за год работы ангарского общественного фонда "Город без наркотиков" в областном центре и нескольких крупных городах близ него уже невозможно выйти на улицу и купить героиновый чек так же легко, как мороженое или булку хлеба. В середине августа исполняется год, как эта общественная организация начала работать на территории Иркутской области.

Саню Татарина и грузина Жору взяли на опте

Ранним вечером в прошлую среду люди, выходившие из кинотеатра "Баргузин", с недоумением наблюдали следующую картину: прямо на брусчатке, где движение людей было особенно плотным, лежали два человека с намотанными на головах рубахами. Между ними, расположившись так, чтобы пресечь любые попытки маневра лежащими, в свободных позах стояли четверо крепких молодых мужчин, неспешно курили и лениво разговаривали на отвлеченные темы.

Картина походила на бандитскую разборку, какими их показывают в современных криминальных хрониках. Так что люди предпочитали не лезть с бестактными вопросами к участникам конфликта. Автор тоже был в числе любопытствующих, однако внешний вид и победителей, и побежденных напрочь отбивал профессиональное поползновение узнать смысл и детали произошедшего.

Теперь эту тайну можно раскрыть. На площади перед "Баргузином" посреди народного гуляния происходило очередное задержание наркоторговцев, инициированное ангарским общественным фондом "Город без наркотиков". Сотрудники фонда совместно с иркутскими силовиками вышли на известного в наркотических кругах бегунка Саню Татарина, наркомана с тридцатилетним стажем, имеющего пять судимостей по разным статьям. Переговорив с ним по мобильнику, опера в качестве рекомендации назвали имена нескольких реально существующих нарков, вхожих к Татарину, и договорились о продаже нескольких чеков героина.

Встречу Татарин назначил на остановке "Баргузин". Встретившись около восьми часов вечера, высокие договаривающиеся стороны отошли к лавочкам за остановку и совершили товарно-денежный обмен. "Посовещавшись", оперативники сказали Сане, что им героина "маловато будет", и спросили, может ли он продать им немного мелким оптом. Уже получивший деньги за первые чеки и оттого расслабившийся Саня Татарин тут же перезвонил своему поставщику, некоему грузину Жоре, и попросил его подъехать. Когда подошла машина Жоры, произошел молниеносный захват — наркоторговцы сами не поняли, как оказались на земле с руками за головой (на жаргоне оперов это называется "вкрепили обоих"). У грузина Жоры было изъято сорок чеков героина.

Наркобарона Ваню Дырявого опознали по челюсти

Интерес АОФ ГБН к наркоторговцам может иметь и совершенно непредсказуемые результаты. Очень примечательна в этом отношении история цыгана Вани Дырявого, в недавнем прошлом одного из самых центровых ангарских драгдилеров. Прозвище он получил за свою нетрадиционную пассивную сексуальную ориентацию, в уголовных кругах более чем презираемую. Правда, и наркоторговцев "правильные пацаны" тоже очень не уважают, так что за восемь бед...

Ваня имел свою постоянно действующую наркоточку в первом квартале Ангарска, которая представляла собой аномальную зону (она почему-то долго-долго была невидима для правоохранительных органов). И к самому Ване у милиции чудесным образом не было никаких претензий — несмотря на демонстративную наглую торговлю героином. Например, 23 февраля этого года был задержан курьер, который на такси из Красноярска вез в нательном холщовом ремне полкилограмма героина. Он признался, что товар предназначался Дырявому. Ване задержание его курьера никак не аукнулось. Злые языки поговаривали, что у Вани где-то имеется так называемая мохнатая лапа. Правда, сейчас это недоказуемо, а нет доказательств, нет и суда.

Но солнце над Ваниной головой все-таки зашло. Тогда, когда на него обратил самое пристальное внимание фонд "Город без наркотиков". По представлению главы фонда Александра Шумилова, который является помощником депутата Госдумы Евгения Ройзмана, известного екатеринбургского наркоборца, от самого Ройзмана во все причастные отделы и департаменты городской и областной власти посыпались запросы с настойчивой рекомендацией разобраться. Зная непримиримый и въедливый характер депутата Ройзмана, власти зашевелились, бюрократические шестеренки со скрипом провернулись, и Ваню Дырявого захотели посадить буквально все существующие в Ангарске силовые структуры.

Несколько раз милиция наносила Ване визиты, выражая нестерпимое желание познакомиться, но хозяина застать дома не удавалось. Не удавалось до тех пор, пока в начале лета машину "Нисан-Пульсар", принадлежавшую наркобарыге, не нашли сожженной за городским кладбищем Ангарска. В машине был найден обезображенный сгоревший труп, в котором жена Вани Дырявого тут же опознала своего суженого — по челюсти. Жена увезла хоронить труп в Усолье-Сибирское, откуда Ваня и был родом.

Как ни странно, никто из ангарских цыган на похороны не поехал. Ходили слухи — это потому, что Ваня жив, просто, чувствуя спиной жадное дыхание оперов и понимая, что со дня на день его посадят уже всерьез и надолго, он инсценировал свою смерть. Немаловажная деталь: труп был найден обутым в кроссовки. А Ваня, как было известно всем, никакой обуви, кроме остроносых туфель, на дух не переносил...

Наркоторговцы любят шоу

Необычная, можно сказать забавная, операция прошла в июне этого года в Слюдянке. Нужно было провести задержание и обыск в квартире местной наркоторговки, цыганки Беллы. Проблема была в том, что она жила на последнем этаже трехэтажного дома. СОБР пошел на хитрость — бойцы договорились с ближайшей пожарной частью и, переодевшись в форму пожарников, подъехали на пожарной машине к дому и поползли якобы на крышу по выдвижной лестнице. Самое смешное, что ничего не подозревающие наркоторговцы высыпали на балкон и, не удивляясь, что пожарные лезут без дыма и огня, стали с видимым удовольствием наблюдать за шоу. Они улыбались всеми своими золотыми зубами и ничего не подозревали. Столпившись на балконе, они сами упростили процесс своего задержания. Белла, правда, успела смыть немного героина в унитаз, но найденных пяти чеков и меченых денег вполне хватило, чтобы решить ее дальнейшую судьбу.

А в середине июня в Усолье-Сибирском проводилось задержание наркоторговца дяди Паши. Усольский УБОП проводил его уже второй раз за год, первый раз дядя Паша отделался условным сроком. Операция прошла настолько молниеносно, что наркоторговцы не успели даже понять, откуда появились бойцы СОБРа. И, когда приехавший адвокат дяди Паши спросил, откуда же они все-таки появились, дядя Паша совершенно серьезно ответил: "Не знаю. По моему, из воздуха".

Следователь тогда, составляя протокол задержания, подшутил над одним из бойцов СОБРа: "Знаешь, какой дядя Паша богатый! Даже у его лошадей золотые зубы!" Боец простодушно пошел на двор и долго ходил вокруг лошади, не зная, как к ней подступиться. Когда она заржала, показав совершенно нормальные лошадиные зубы, он долго обижался на следователя за злую шутку.

Русские девушки учат таджикский и продают героин

На прошлой неделе в Ангарске прошло задержание транснациональной группы наркоторговцев. Его сопровождали более чем трагикомичные обстоятельства. Была получена оперативная информация, что один из таджиков, с непроизносимым именем, работающий в Ангарске обычным строителем, продает мелкооптовые партии героина. С ним установили контакт и договорились о продаже наркотиков.

Больше всего оперов поразило место, которое таджик выбрал для этой вопиюще-криминальной сделки, — он предложил подъехать за "белым" к Внешторгбанку-24. Пикантность ситуации состояла в том, что отделение банка находится в здании УВД города Ангарска. Поэтому силовики сработали "не отходя от станка": они при задержании сыграли роль самих себя — оперативников, вышедших покурить на крылечко управления.

Таджик немедленно стал сдавать подельников, и первым же сданным соучастником оказалась его сожительница, любовь всей его жизни. Русская девушка, с которой он проживал, ради него выучила таджикский, приняла ислам и попутно торговала героином.

А когда его самого спросили, что его подвигло на наркоторговлю, он, не задумываясь, ответил: "Жениться хотел, а денег нет. На стройке получаю всего пятнадцать тысяч, на такие деньги приличную свадьбу не сыграешь".

Следующим задержанным участником группы был литовец, работавший в одном из СТО Ангарска. При обыске в автосервисе нашли крупную партию анаши. Во время обыска, который проводился по обычному принципу "всех впускать — никого не выпускать", во двор автосервиса стала заворачивать желтая "девятка". Когда один из оперативников попытался вытащить водителя из машины, он дал по газам и умчался в пыльные дали Московского тракта по направлению к Иркутску, едва не размазав оперативника по гаражам. Задержать ее не удалось, и, судя по поспешности и решительности отъезда, в машине находилась еще одна партия наркотиков.

Выстрел в окно как заслуженная награда

Деятельность ангарского фонда уже за год кого-то изрядно достала. 3 апреля этого года недовольство деятельностью фонда вылилось в ночной выстрел в окно рабочего кабинета Шумилова. Около десяти часов вечера Александр вышел из кабинета в соседний кабинет вместе с охранниками посмотреть по телевизору сюжет о последнем задержании, в котором фонд принимал деятельное участие. Через несколько минут в его кабинете раздался выстрел. Приехавшие по вызову сотрудники милиции сказали, что стреляли из обреза крупной дробью, уперев ствол в окно.

Однако выстрел не испугал активистов фонда. Последнее детище неугомонного Александра Шумилова на поприще глобальной борьбы с наркоторговцами — разработка законопроекта о пресечении попустительства распространению синтетических наркотиков в ночных клубах. Он предусматривает штрафные санкции вплоть до закрытия клубов, если на их территории будут одновременно зафиксированы и продажа, и употребление стимулирующей наркоты. Законопроект уже одобрен в кулуарах заместителем председателя Законодательного собрания Геннадием Истоминым и на днях будет предложен на рассмотрение губернатору Тишанину.

Кроме того, уже создан постоянно действующий общественный совет по профилактике наркомании и противодействию распространению наркотиков под эгидой самого губернатора Тишанина, где Шумилов является членом совета и входит в рабочую группу, занимающуюся координацией работы правоохранительных органов в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков и ночных клубов.

Сколько героина надо иркутским наркоманам в месяц?

По неофициальному мнению правоохранительных органов, большая часть героина приходит в Иркутск через Красноярск вместе с таджиками-нелегалами — в тайниках поезда, одежды и, если можно выразиться, в тайниках собственного тела. По самым приблизительным подсчетам, в месяц только в Иркутске наркоманы потребляют 90—120 кг.

Примечательна история, связанная с этой цифрой. Когда в мае проходил первый общественный совет по профилактике наркомании и противодействию распространению наркотиков в присутствии губернатора Тишанина, Александр Георгиевич внезапно спросил заместителя начальника Регионального управления ФСКН по Иркутской области Олега Гончара, сколько героина в месяц нужно иркутским наркоманам. "Два килограмма", — был немедленный ответ. Губернатор не поверил. Он поинтересовался у наркологов, сколько в среднем нужно одному наркоману доз героина в месяц, сколько в области официально зарегистрированных наркоманов и каков на сегодня коэффициент для перевода официальной статистики в реально существующее количество нарков. Путем простейшего умножения была получена максимально приближенная к реальности цифра — до ста двадцати килограммов героина.

"Как же вы, Олег Михайлович, можете бороться с наркоманией в области, если даже не знаете, с каким количеством наркотика вам приходится иметь дело?" — насупив бровь, поинтересовался Александр Тишанин.

"Я имел в виду чистый вес", — отшутился Олег Михайлович, подразумевая, что наркотик безбожно разбодяживают посторонними примесями, когда делят его на разовые дозы — чеки.

Справка

Ангарский общественный фонд "Город без наркотиков" был зарегистрирован 18 августа 2005 года. За год работы сотрудники фонда совместно с оперативными сотрудниками городских ОБНОНов, ГНК и СОБРа участвовали в 73 задержаниях наркоторговцев в Ангарске, Иркутске, Шелехове и Слюдянке. По всем задержаниям были возбуждены уголовные дела. Восемь дел уже рассмотрены в судах, по всем вынесены приговоры — от одного условного до восьми лет заключения. Изъято более 2,5 кг героина, 1,5 кг наркотиков группы каннабинолов (анаша, гашишное масло и пр.) и 27 таблеток синтетического наркотика группы амфетаминов. Сейчас в фонде постоянно работает пятнадцать человек.