Инопланетные динозавры с баяндаевских болот

В заброшенной деревне найдено место ритуальных жертвоприношений

В редакцию нашей газеты обратились жители Баяндая, к которым из села Шутхулун от местных жителей — братьев Мурзиных — попали фрагменты черепов очень необычного вида. Кости были найдены на древнем болоте, и по селу поползли слухи, что это останки каких-то мистических существ. Корреспондент "СМ Номер один" попытался разобраться, что же было найдено в баяндаевской трясине...

Таинственные черепа скрывал болотный мох

Деревня Шутхулун расположена в северной части Баяндаевского района, почти на границе с Качугским. В Баяндае эту местность называют Кырма — в нее входят несколько старых бурятских улусов. Кырма — от бурятского "хырмэ", что значит "белка". Здесь буряты смешались с эвенками. Рассказывают, что не то алтайские, не то монгольские буряты пришли на территорию современного Баяндаевского района, когда он уже был плотно заселен. Они осели в Кырме, ассимилировавшись с живущими в этих местах эвенками. Чистокровные буряты (в Баяндае живут в основном эхириты) называют жителей Кырмы тунгусами-хамнеганами.

В первых числах июля два брата Мурзиных, Алексей и Александр, пошли из Шутхулуна на промысел в соседнее нежилое село Подток. В селе работать негде, и братья ведут свое хозяйство, иногда нанимаясь подрабатывать по мелочи. На окраине Подтока находится древнее, почти пересохшее болото, на котором они иногда себе, а иногда и на заказ собирают мох. В бурятских избах он используется в качестве естественного утеплителя — вместо пакли, им прокладывают щели между бревнами. Говорят, дома, утепленные таким образом, особенно теплые и стоят веками. Мох собирают с кочек охапками.

Через несколько часов работы в середине болота под очередной кочкой Алексей совершенно случайно заметил белеющий в болотной жиже череп. Они с братом разгребли место находки и увидели еще несколько коротких бедренных костей. Череп очень походил одновременно на маску и рыцарский череп с рогами.

Ничего подобного в Шутхулуне не видели. Что за животное, которому принадлежал череп, не смогли определить даже местные охотники. Местный краевед Наталья Табинаева даже выдвинула версию, что это череп какого-то местного лешего или водяного. Вроде бы именно так его описывали старики-шаманы: вытянутая морда с костяным отростком и рога, которые соединялись над головой в корону.

Еще через два дня Зинаида, сестра Мурзиных, на том же болоте нашла еще один череп. Находки так заинтриговали местных жителей, что они приехали в райцентр и передали все костные фрагменты в редакцию местной газеты "Заря" с просьбой переправить их в Иркутск, ученым.

Любопытно, что до нашего приезда загадочные кости хранились у корреспондента газеты, который живет на очень примечательном месте — в улусе на Мельзанском валу. Именно там находится старинное "место силы" баяндаевских шаманов. Здесь проводятся моления, а умерших шаманов по старинным традициям не сжигают, как обычных бурят, а заворачивают в шкуры и бересту и подвешивают на дерево. Считается, что чем больше проходит времени до того, как от шамана останется голый скелет, тем больше было у него силы. Некоторые сильные шаманы так висели до семи лет. После этого кости шамана собирают и складывают в рукотворное дупло на стволе дерева, на котором он висел. Дупло затекает смолой, и считается, что мощь шамана остается в этом месте.

В священном лесу на Мельзанском валу огромное количество сов, которые не боятся людей. Местные говорят, что это птицы, в которых переселились души умерших шаманов.

Иркутские ученые идентифицировали черепа с трудом

За консультацией по поводу странных костей мы обратились к иркутским биологам Вадиму и Людмиле Ивушкиным. Они не скрывали, что находка в болотах Баяндаевского района настолько поставила их в тупик и вызвала недоумение, что они привлекли целую группу узких специалистов и иркутских ученых из института биологии ИГУ.

— Вначале было несколько версий. Мы сразу определили, что это было млекопитающее. Также довольно быстро выяснилось, что то, что вы считали рогами, которые якобы раньше срастались в корону над головой, было остатками скуловых дуг, идущих к утраченной части черепа. Мы обращались к знакомым геологам и палеонтологам, и версий было очень много. Одни говорили, что это могут быть фрагменты черепа динозавра, другие — что это вообще черепа инопланетных млекопитающих (на фото, кстати, хорошо видно, что один из черепов с рогами похож на маску инопланетного агрессора из блокбастера с А.Шварценеггером "Хищник". — Прим. авт.).

В конце концов точку поставил доцент кафедры позвоночных ИГУ Игорь Бояркин. То, что журналисты принимали за морду, на самом деле оказалось затылочной частью черепа. "Лица" у таинственных животных не сохранились. Поэтому сначала ученые решили, что это отлично сохранившиеся фрагменты черепов двух кабанов, которые утонули в болоте. Судя по тому, как хорошо сохранились кости в болоте, можно предположить, что погибли животные менее сорока лет назад. Единственное, что ученые не смогли объяснить, — это аномально крупные размеры.

Тогда ученые продолжили сравнительный анализ по черепам, имеющимся в фонде музея зоологии при ИГУ. Тогда по характерным отверстиям на скуловых дугах было установлено, что черепа принадлежат кому-то из рода лошадей.

Скорее всего, это были куланы — лошади, хоть еще и существующие в некоторых местах земного шара, например в Гоби, но на сегодняшний день давно вымершие на территории Приангарья. Более того, удалось установить, что один из черепов на несколько лет раньше попал в болото, а на мозговой части более старого черепа обнаружены следы удара тяжелым тупым предметом, что характерно для ритуальных убийств. Это позволяет предположить, что давным-давно на этом месте раз в несколько лет бурятские шаманы проводили ритуальные жертвоприношения лошадей. Скорее всего, лошадей после этого варили и поедали — на это указывает состояние костей и то, насколько ровно была отломана часть черепа по теменной поверхности у обоих куланов (та самая утерянная морда, отсутствие которой не позволило сразу определить вид животного).

Автор выражает признательность за оперативный и профессиональный сравнительный анализ черепов Людмиле и Вадиму Ивушкиным, а также всем ученым института биологии ИГУ, принявшим деятельное участие в идентификации.