Координаты нового аэропорта уже известны

Жители Савватеевки не в восторге от будущего соседства

Проблема строительства нового аэропорта решена в своей основной части: высшие чиновники подтвердили необходимость этого масштабного строительства. Федерация готова принять участие деньгами. Собственно, аэропорт — две взлетки — планируется строить не из скромных областных средств.

Теперь речь идет о том, где будет аэропорт. Правда, средствами массовой информации уже названо, в опережение официальных заявлений, место для нового аэропорта — между деревнями Савватеевка и Ново-Одинск, в 36 км от Иркутска и в 24 км от Ангарска. В администрации области пояснили, что координаты будущего аэропорта действительно таковы. Однако точное местоположение будущего глобального объекта еще не названо — идет работа по выбору площадки.

Сразу после катастрофы называли несколько возможных мест для аэропорта, в том числе вспомнили Стеклянку, которую еще в семидесятые годы прочил под аэропорт легендарный иркутский мэр Салацкий. Но у Стеклянки есть и достоинства, и недостатки: там пересеченная местность, туманы, территория густо обросла дачами. Идею строительства в Усть-Орде, которую в свое время продвигал депутат Госдумы Босхолов, особо не вспоминали. Очевидно, она не слишком вписывается в проект создания агломерации Иркутск — Ангарск —Шелехов.

Гораздо интереснее при нынешнем раскладе проект, предложенный администрации области Ангарским муниципальным образованием. Еще год назад в рамках разработки градостроительного плана АМО предусмотрело место под строительство аэропорта. Оно как раз находится в тех же координатах — между деревнями Савватеевка и Новоодинск, ближе к Новоодинску. Проект для АМО выполнял институт Иркутскгражданпроект.

Мы связались с Андреем Козловым, мэром АМО. Он рассказал, что это были разработки на перспективу. Активные ангарчане решили не ждать у моря погоды, а попытались выяснить, какие приоритеты, а следовательно, и перспективы есть у их территории в расчете на создание агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов. Одной из удач оказалась возможность разместить на территории района большой и современный международный аэропорт.

— Конечно, можно смеяться, сказать нам: вы космонавты. На самом деле если ставить цели, то мечты могут стать реальностью. Так же ведь было с проектом особой экономической зоны. Теперь это реальность.

Если рассматривать проект АМО в рамках агломерации, которая, никто уже не сомневается, что будет, то он более чем разумен. Во-первых, аэропорт разместится далеко от жилых кварталов, даже в случае застройки, которая будет двигаться от Ангарска в сторону Иркутска. Территория, зарезервированная под аэропорт, будет обойдена.

Существуют и другие, не менее интересные моменты. Ангарский проект предусматривает большую экономию средств на строительстве дорог.

— Если представить, что Новоодинск — это центр окружности, то Иркутск, Ангарск и Шелехов будут находиться к центру на одинаковом расстоянии, — говорит мэр. — Нужно будет построить всего 15 км дороги, чтобы выйти на Московский тракт (объездная трасса М-53). Можно сделать прямой выход на Шелехов — нужно будет проложить всего 20—25 км дороги. Теоретически можно сделать выход на дорогу в Мотах. Там есть дорога, но ходят по ней только лесовозы. Я считаю, что аэропорт должен иметь прямой выход на Байкальский тракт — на Листвянку.

В Савватеевке, к которой, как к муниципальному образованию, относится и деревня Новоодинск (в Новоодинске всего 112 жителей), о проекте строительства нового аэропорта знают из телевизионных новостей. Местные жители пытались вычислить, что же за место такое в их пенатах, которое СМИ с легкой руки отвели под аэропорт: "Это рядом с нами. Примерно мы поняли, что за место. Там сенокосы".

Савватеевцы сказали, что не очень хотят иметь рядом аэропорт. Но, правда, на замечание о новых рабочих местах прореагировали объективно: да, работы здесь нет, рабочие места, безусловно, нужны.

Существуют еще два вопроса, на которые селяне хотели бы получить ответы. Во-первых, они говорят: земля-то там бывшая колхозная, а теперь она разделена между сельчанами-пайщиками. Она занята в основном под сенокосы. Что же, будут у пайщиков землю забирать? Мы поинтересовались у Андрея Козлова, как будет решаться проблема с землей.

— В тех местах, где запланирован аэропорт, нет земли в частной собственности. Вся земля сельхозназначения находится в государственной собственности. Все вопросы, связанные с землей, решаемы.

Есть еще один момент, из-за которого в Савватеевке не слишком рады будущему соседству. У жителей деревни серьезные проблемы со здоровьем. Считается, что после пребывания в Савватеевке ракетной части местные подвержены страшным заболеваниям. В последнее время здесь очень многие умирают от рака пищевода и желудка. Умирают нестарые еще люди, 40—50 лет. А еще у многих, даже у молодых, заболевания ног. На предмет опасности для здоровья территорию Савватеевки и бывшей ракетной части никто не исследовал. Громадный аэропорт, предполагают местные жители, может добавить плохого влияния на их здоровье.

— И вообще, мы хотели бы спать спокойно, а не так, как вы в Иркутске. Не хотим, чтобы на голову самолеты падали.