В СИЗО будет камера смертников

В этой музейной камере будет сидеть восковая фигура Колчака

В тюрьме воссоздается знаменитая одиночная камера, где провел свои последние дни адмирал Александр Колчак

Для работников иркутской тюрьмы (ныне СИЗО) камера № 5 уже давно является музеем. В старинном (когда-то расстрельном) корпусе сделан ремонт. Три знаменитые камеры (в одной томился Колчак, в другой его жена, в третьей — японский генерал) отделены от других.

В феврале Первый канал снимал в Иркутске исторический документальный фильм о судьбе адмирала Колчака. Тогда-то в срочном порядке при консультативной помощи областного краеведческого музея камера № 5 приобрела законченный исторический вид: появились деревянные нары, маленький столик с керосинкой, металлические чашки. На стене висят на гвоздях жестяная кружка и рукомойник, а в углу таз с ковшиком и отхожее место — железный бак с крышкой.

Раньше корпус был расстрельным — в этих камерах на протяжении почти двухсот лет сидели смертники. Из корпуса на улицу ведет коридор — поговаривают, что в нем расстреливали приговоренных. Сейчас коридор закрыт. Вероятно, здесь будет вход в музей.

После показа фильма в благотворительный культурный фонд Владимира Потанина была подана заявка на создание музея. Проект занял 1-е место, хотя только из Иркутской области было 30 заявок (вообще же были поданы заявки из 68 регионов). В ближайшие месяцы на счет музея должно поступить 15 тысяч долларов. Шесть тысяч пойдут на изготовление в Санкт-Петербурге восковых фигур Александра Колчака и охранника Ивана Урванцева, который часто стоял в карауле у камеры № 5. Восковая фигура адмирала, возможно, будет изготовлена в позе за написанием последнего письма любимой жене — за несколько часов до расстрела. Письмо так и не попало в ее руки. Оно десятки лет кочевало по папкам следственных дел.

Остальные деньги пойдут на обустройство двух других камер. В одной из них планируется разместить экспозицию материалов по знаменитым узникам иркутской тюрьмы, политическим ссыльным. Архивы СИЗО хранят уникальные документы. Есть, например, собственноручная надпись Климента Ворошилова на одном из дел: "К расстрелу". Во время ремонта старинных корпусов часто находятся кандалы, пожелтевшие тюремные формуляры. Сохранились исконные решетки, которые раньше стояли в тюремных окошках, так называемые "екатеринки". Будет и небольшой кинозал для просмотра кино- и фотоматериалов. В третьей камере, обустроенной как камера № 5, желающие смогут сфотографироваться за отдельную плату.