Шанс сняться в рекламе есть у каждого

Но предпочтение все же отдается профессионалам

Реклама прочно вошла в нашу жизнь, и сегодня уже невозможно представить себе показ телепередачи или фильма без рекламных блоков. Есть спрос — есть предложение, есть реклама — существуют и те, кто ее производит, и те, кто в ней снимается. Рекламный рынок Иркутска несравним со столичным, но и в нашем городе работают несколько фирм и центров, снимающих рекламу. Как сняться в видеоролике простому смертному? Таким вопросом задался корреспондент "СМ Номер один" и отправился в продюсерский центр "Союзники".

"Союзники" давно зарекомендовали себя как грамотные профессионалы в области фото- и видеорекламы. Учредители продюсерского центра — Николай Тарханов, известный в городе фотограф, оператор, стоявший у истоков 21-го телевизионного канала, ныне именуемого "Город"; Павел Бицура, журналист, начинавший на телекомпании АИСТ (несколько лет он работал в Москве в программе "Дежурная часть"), и известный в Иркутске фотохудожник Олег Столяров. Сейчас Тарханов и Бицура активно занимаются съемкой видеорекламы и изрядно преуспели в этом. "Союзники" снимали ролики для корейской компании "Донсан" (кстати, это был первый опыт съемок в Иркутске рекламного ролика на 35-миллиметровую кинопленку), для автоцентра "Кузьмиха", компаний "БАЛЕРО", ВостсибЖАСО, "Мебель-стиль", "Благоденствие" и многих других известных фирм. Избрать более компетентных консультантов было бы трудно.

— Рекламный рынок в провинции только формируется; спасибо дефолту, который выкосил так называемый средний класс, — начинает беседу Николай Тарханов. — С каждым годом в Иркутске все больше бизнесменов понимают, как важна для успешного продвижения на рынке имиджевая реклама, которая брендует торговую марку, повышает лояльность потребителя. Пока потребность в имиджевых роликах на иркутском рынке небольшая. То есть спрос на качественную фото- и видеорекламу только формируется, и в год в Иркутске снимается всего лишь около 30—40 имиджевых рекламных роликов, в том числе и игровых.

Сегодня в городе работает 10—15 рекламных студий, самостоятельно разрабатывающих и снимающих имиджевую видеорекламу. Банка данных, где были бы собраны все, кто снимался или достоин сниматься в рекламе, в Иркутске, к сожалению, нет.

— Когда нам нужен определенный типаж, на первом этапе подбора мы обращаемся к профессионалам — актерам иркутских театров, модельным агентствам, а затем, если образ подобрать не удалось, просто начинаем в голове прокручивать всех своих знакомых, — говорит Николай. — Или обзваниваем друзей и родственников: а нет ли у вас на примете такого-то и такого-то человека?

— Все зависит от сценария — продолжает Павел. — Одно дело просто улыбнуться в кадре, другое — если ролик целиком держится на актере, который должен сыграть перепады от радости к грусти, продемонстрировать свою пластичность, органичность, хорошо поставленную речь. Ведь даже фразу "Позвони мне через полчаса" можно сказать с миллионом разных интонаций.

— Вообще, возможность сняться в рекламе есть у любого человека, — заключают продюсеры. — У нас были случаи, когда сантехники играли респектабельных господ и наоборот. Главное — быть готовым к этому шансу, который неожиданно улыбнется вам.

Не скупитесь на профессиональное портфолио

Итак, вы твердо решили если не полностью посвятить себя рекламе, то хотя бы сняться в рекламном ролике. С чего начать? Для вас — советы профессионалов.

Шаг первый

Соотнести свои желания со своими возможностями. То есть критично оценить свою внешность и артистические способности не впадая при этом в комплекс неполноценности и не рыдая в припадках, типа, "жизнь не удалась". Быть беспристрастным и объективным к самому себе очень трудно, поэтому в эксперты лучше пригласить профессионала — фотографа, оператора, режиссера или продюсера.

Фото- и телегеничность — важные качества для тех, кто желает мелькать на экране.

— Самому выяснить, есть ли в тебе эти черты, трудно, — считает Николай Тарханов. — Необходима пробная съемка, достаточно одной фото- или видеосессии, чтобы определить, насколько органично смотрится человек на фото или видео. Некрасивых людей нет, но есть те, кто не умеет подать себя, не следит за собой (понятно, что девушка или парень с плохой кожей могут участвовать только в рекламе средства от прыщей). Портят человека вредные мимические привычки и жесты.

Шаг второй

Сделать профессиональное портфолио. Лучше заказать его у фотографа, специализирующегося именно в рекламе.

— Салонные снимки не такие дорогие, но ведь у фотографа ателье свои задачи и цели, он мыслит иными категориями, чем рекламщик, и его фотографиям присущи некая глянцевость и ремесленная выхолощенность, — говорит Николай Тарханов. — К каждому человеку необходимо подобрать конкретное освещение, у меня на это порой уходит 20—40 минут, что невозможно в условиях фотоателье.

Портфолио профессионального уровня — это примерно 5—8 сеансов съемок в студии и на натуре, более 20 фотографий разного характера и плана. На одной модель весела и довольна жизнью, на другой пребывает в состоянии раздражения и гнева (некоторым людям идет такое настроение, оно делает их внешний облик более выразительным), и такой гаммы разнообразных эмоций невозможно добиться за один фотосеанс.

— У фотографов существуют разные способы "доставания" эмоций. С профессиональными актерами в этом смысле проще, они умеют играть разные состояния и настроения, а главное — знают, как это делать, — утверждает Тарханов. — Очень важна та степень доверия, которая существует между фотографом и моделью, она должна быть максимальной. И если при работе с профессионалами можно позволить себе рявкнуть, то с любителем это недопустимо. Всего можно добиться, но не жесткостью.

Уровень цен на портфолио колеблется от 30 рублей за один снимок до 15 тысяч за пакет фотографий. Вторая цифра является наиболее оптимальной, и это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства. Как говорится, скупой платит дважды.

Шаг третий

Следует проанализировать ситуацию на рекламном рынке, узнать, какие существует фото- и видеостудии, полиграфические фирмы. Хорошо бы разослать им свои фотографии по электронной почте или принести лично и периодически напоминать о себе звонками, но без раздражающей назойливости. Нужно быть готовым к тому, что за год может не поступить ни одного предложения.

Тех, кто мечтает о приличных деньгах, мы вынуждены разочаровать. Заработать на жизнь в Иркутске съемками в рекламе невозможно. Судите сами — за один видеоролик модель может получить всего 300... Не долларов, а рублей! Профессиональные актеры и девушки, занимающиеся в модельных агентствах, зарабатывают на рекламе побольше. Но это всего лишь приятный денежный довесок к основному заработку, не более того.

Шаг четвертый

Если вам все-таки повезло и вас пригласили сняться в рекламном ролике, будьте готовы к тому, что для съемок придется освободить один световой день. Несмотря на то что видеоролик длится меньше минуты, снимают его один, а то и два дня. Плюс репетиции.

Малыши могут рекламировать только детские товары

Очень часто ослепленные обожанием родители желают пропихнуть свое чадо "в телевизор". Что делать в том случае, если кажется, что собственный ребенок обладает неземной красотой и нечеловеческим обаянием? Опять же начать с портфолио.

— Недавно со мной произошел такой случай, — рассказывает Николай Тарханов. — Ребенок из одной обеспеченной семьи решил стать моделью. Родители сводили дочь в один из салонов, но все, что они получили, — это снимки "на память". Тогда родители повезли свое чадо в Москву, где к ним отнеслись как к отпетым провинциалам и должного внимания не уделили. За все удовольствие родители выложили 500 долларов, но фотографии снова их не удовлетворили. И только в Иркутске, у профессионального рекламного фотографа, они получили грамотное портфолио. За те же деньги, но без затрат на авиабилеты.

С детьми также работает визажист, хотя они очаровательны в своей естественности. Но пленка беспристрастна, и профессиональный макияж не испортит даже ребенка. Снимать детей гораздо труднее, чем взрослых, — они быстрее устают, тоньше чувствуют ложь и фальшь. Детей лучше снимать с 3,5 до 4 лет, когда с ними уже можно договориться, когда они могут ясно изложить свои мысли, чувства, желания.

Согласно Закону "О рекламе", дети могут рекламировать только тот товар, который предназначен именно детям, — одежду, игрушки, соки, йогурты и пр. В рекламе автомобилей и бытовой техники дети участвовать не могут.

А вот был случай...

Однажды продюсерскому центру "Союзники" заказали рекламу, для съемок которой было необходимо арендовать кафе. Рекламное агентство, которое и предложило сценарий для съемок, взяло на себя обязательства продюсирования (то есть все организационные вопросы типа обеспечения транспортом, аренды помещения). Для игрового ролика это агентство сняло кафе. На 6 часов. Но рекламщики оказались так остроумны, что договорились с владельцами кафе на два часа в сутки в течение трех дней. Съемки начинались в 8 утра и в 10 уже заканчивались. Любой здравомыслящий профессионал понимает, что за два часа, по-хорошему, на съемочной площадке можно только выставить осветительные приборы...