Как заплатить транспортный налог?

До сих пор новая форма оплаты транспортного налога, введенная уже три года назад, вызывает вопросы

Те, у кого нет своей машины, мечтают ее приобрести. Им еще незнакомы проблемы, которые сопутствуют счастливым обладателям четырехколесного друга. Накормить его, прожорливого, бензином, периодически ремонтировать да покупать новые запчасти — это только то, что нужно вашему авто. Но чтобы спокойно кататься на нем, вам надо еще ежегодно оплачивать свой проезд сразу в несколько инстанций: в ГИБДД, страховую компанию и налоговую инспекцию.

С первыми двумя все ясно. Застраховал машину, затем пригнал ее на пункт технического осмотра ГИБДД — и, в сущности, уже можно ездить. Сотрудники дорожно-патрульной службы при проверке документов на дороге не спрашивают квитанцию об оплате транспортного налога.

А вот чтобы заплатить налог, надо дождаться, когда на ваш адрес придет извещение налоговых органов. С этим извещением, как показывает практика, нередко случаются проблемы. Одним он не приходит вовсе, другим приходит на те транспортные средства, которые, как считает их владелец, он давно продал.

Закон Иркутской области о транспортном налоге вступил в силу 1 января 2003 года. Этим документом установлены налоговые ставки, которые должен оплатить собственник транспорта. Чем больше и мощней машина, а также снегоход, гидроцикл, самолет, яхта и т.д., тем выше ставка.

Физические лица уплачивают налог в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До 2003 года квитанцию об оплате транспортного налога вы должны были предоставить при прохождении техосмотра в ГАИ. В то время собираемость денег была почти стопроцентная, но с 1 июля 2003 года контроль за сборами транспортного налога перешел от Госавтоинспекции в ведение налоговых органов.

За это время некоторые автовладельцы сменили уже несколько машин, но еще ни разу не получили уведомления об оплате вышеупомянутого налога. Что делать в этом случае? Какого-либо алгоритма поведения для такой ситуации не существует. Вы можете проявить гражданскую сознательность и прийти в налоговую инспекцию самостоятельно, а можете и не идти и терпеливо ждать, когда все-таки вам отправят извещение. Уведомление об уплате налога — это функция налоговых органов, и если извещения нет, то это, скорее всего, недоработка налоговиков.

Другая ситуация: налоговая инспекция просит заплатить государству за машину, которая давно уже либо сгнила, либо продана по доверенности.

В этом случае надо помнить, что, продав свою машину по генеральной доверенности, вы все равно являетесь ее владельцем. Чтобы в будущем не платить налог, у вас три пути: снять машину с учета (это может сделать и сам покупатель в течение срока действия генеральной доверенности); приносить квитанции об оплате покупателю (если вы знаете его адрес); аннулировать доверенность и заявить машину в розыск. В любом случае нужно снять машину с учета ГИБДД. Это касается и владельцев "металлолома".

Как рассказал начальник отдела Управления по налогам и сборам по Иркутской области и УОБАО Владимир Карманов, собираемость оплат свыше 90% достигается только в юридическом секторе владельцев транспорта. Среди физических лиц в 2005 году налогами смогли охватить лишь 55% автовладельцев. Формально остальной половине собственников транспорта грозят штрафные санкции (20% от неуплаченной суммы налога). Вот только доказать, что автомобилист сознательно уклонялся от уплаты налога, крайне сложно.

Сведения о наличии у вас автомобиля раз в десять дней поступают из ГИБДД в налоговую инспекцию. За передачу данных отвечает определенный сотрудник милиции. Но компьютерные базы данных учета транспорта Госавтоинспекции существенно отличаются от порядка учета налоговой службы. Из-за расхождений баз данных часты сбои. К тому же машины, которые зарегистрированы давно, пока вообще не попали в поле зрения налоговиков.

Есть у Министерства по налогам и сборам претензии к работе почты. А если автовладелец проживает не по месту фактической прописки, то добраться до него почти невозможно.

Как ни банально звучит, но поговорка "хотели как лучше, а получилось как всегда" в этом случае себя полностью оправдала. Несовершенство механизма сбора транспортного налога заставило некоторые субъекты Российской Федерации (в частности, инициаторами стали Курганская и Тамбовская области) обратиться в правительство с просьбой вновь передать контроль за сборами отчислений транспортных налогов в Госавтоинспекцию.

В конце 2005 года в администрации области представители управления по налогам и сборам и управления ГИБДД собрались на совместное совещание. Одна из наболевших тем — собираемость транспортного налога нашла свое, как кажется, единственное разрешение.

Было решено поддержать инициативу о внесении изменений в Федеральный закон "О транспортном налоге" и передать функции контроля за ним в ГИБДД.