Выпускники детского дома в поселке Хор-Тагна возвращаются в свои приемные семьи

Практика патронажных семей дала неожиданные результаты

В первые дни лета 1995 года в новый детский дом села Хор-Тагна Заларинского района завезли первых 19 постояльцев. Это были дети со всей области — и социальные, и полные сироты, и дети родителей, лишенных родительских прав или отбывающих сроки. Новый детский дом стал первым в области и вторым по всей России, где была введена в практику система патронажных семей. Сегодня его первые выпускники после окончания учебы возвращаются в село, где живут их приемные родители...

"Возьмите меня в гости!"

Уникальная патронажная практика возникла из банальной детдомовской ситуации — дети там всегда называют воспитательниц мамами. В маленьком поселке, где весь обслуживающий персонал живет в почти пределах прямой видимости от корпуса, воспитанники очень скоро стали напрашиваться в гости к своим воспитателям — чем дальше, тем настырнее. И уже в течение первого года работы детского дома многие малыши нашли новые семьи, в которых они проводили сначала выходные, потом — все каникулы...

"Свободные" воспитатели в итоге закончились, а число детишек, желающих попасть в семью, все росло и росло. И дети "пошли в народ". К любому жителю Хор-Тагны мог подойти маленький ребенок, взять за рукав и попроситься в гости. Скоро в селе было несколько семей, не имевших к детскому дому отношения, но взявших из него под неофициальную опеку "своих" сирот. К началу учебного года детям было тяжело возвращаться жить в казенные стены. Так к 2002 году возникла практика гостевых семей, ставших прологом к созданию патронажной системы.

Прецедентом послужил случай с Сашей Стацевичем. Лето он провел в семье завуча по воспитательной работе Валентины Зелент. В начале учебного года группа мальчиков оказалась переполненной — не хватало одного спального места. И Валентина Валентиновна решительно заявила, что Саша останется на учебный год жить у нее дома (до этого дети всегда приходили из гостевых семей ночевать в корпус). В ноябре 2002 года было оформлено положение о гостевых семьях, и еще двенадцать детей перешли жить в хор-тагнинские семьи. "Родители" для этого просто подавали заявление на имя директора школы о своей полной ответственности за ребенка.

Девочку забрали в семью прямо из приюта

Закон о патронажных семьях был принят в конце июня 2004 года. И уже к 1 сентября в Хор-Тагне официально появилась 31 патронажная семья, в которых жили 44 детдомовца. В качестве рабочего примера был взят московский детдом N 19, в то время единственный в России, где существовала практика патронажной опеки.

Сегодня в детском доме воспитывается более 170 детей в возрасте от 2 до 19 лет, из которых 93 живут в 58 патронажных семьях в Хор-Тагне и окрестных Пихтинске и Семеновске. Самая маленькая, Света Воронина, которой сейчас чуть больше полутора лет, под опеку детского дома попала в годовалом возрасте и и является единственной воспитанницей, ни разу не бывавшей в его стенах. Ее забрали в патронажную семью прямо из заларинского приюта, куда она попала после того, как ее мать лишили родительских прав.

Света — шестой ребенок в семье. Четверым ее братьям и сестрам повезло попасть в Хор-Тагну — они все находятся в патронажных семьях. Уже после Светы родился еще один мальчик, но органы опеки не успели спасти его — минувшей зимой пьяная мамаша выбросила грудного ребенка на улицу, где он замерз насмерть...

Сестры скучают по маме, сидящей в тюрьме

В семье Черепановых, когда-то жившей в Ангарске, было восемь детей. Отец огромного семейства запомнился своим детям только двумя характерными чертами: он злоупотреблял алкоголем, а напившись, начинал методично избивать жену и детей. Однажды мать, защищаясь от в очередной раз от мужа, убила его кухонным ножом.

"Самый гуманный суд в мире" посадил мать на девять лет, а пятеро несовершеннолетних детей попали в Хор-Тагну. Старший брат Валера погиб год назад — говорят, чтобы забрать его квартиру, его столкнули под поезд. Две сестры, Лена и Люба, живут в семье Шашковых с десятилетнего возраста (сейчас сестрам 15 и 16 лет), очень скучают по матери, переписываются со старшими сестрами.

История патронажного удочерения типовая, как под копирку: Елена Шашкова работала в детском доме воспитателем и брала двух сестер к себе на каникулы. Потом предложила мужу взять их в патронаж. Муж Геннадий не возражал, хотя в семье только родился свой ребенок. Патронажная семья дружно живет уже пять лет. В семье Шашковых двое своих детей в возрасте год и шесть лет, но все дети относятся друг к другу, как единоутробные родственники. Елена Викторовна работает в детдоме медиком, да и Геннадий Васильевич вслед за женой устроился туда преподавателем. Старшие сестры сестер иногда приезжают в гости.

Выпускники возвращаются в патронажные семьи

Был только один случай, когда мальчик вернулся в детский дом по своей воле, без видимых причин. Девятиклассник Дима Елькин ушел из патронажной семьи через полгода, объяснив, что ему не хватает общения с друзьями-одноклассниками.

Это не мешает ему любить своих приемных родителей. Сейчас Дима учится в иркутском техникуме, но на каникулы часто приезжает в свою патронажную семью, продолжает называть приемных родителей "батя" и "мама".

Еще один частый гость в Хор-Тагне — Сергей Поливцев. Он прожил год в приемной семье Владимира Картошкина, после выпуска из детского дома уехал учиться в Залари, но приезжает в Хор-Тагну на все праздники и дни рождения. К шести семьям в селе постоянно приезжают их патронажные дети, уже выпустившиеся из детского дома и сейчас учащиеся а Иркутске, Ангарске, Саянске, Заларях, — это чуть больше десяти человек.

— Деревня у нас неперспективная, работы нет, поэтому вряд ли ребята вернутся сюда после учебы насовсем. Но приезжать обязательно будут. Их родные очень ждут их, скучают, — рассказывает Ольга Кунц, координатор патронажного воспитания детского дома.

Девочки выходят замуж и остаются навсегда

Алена Глямжина попала в Хор-Тагну с двумя братьями и сестрой сразу после открытия детского дома. До своего выпуска в 2000 году она жила в семье Сапожниковых. Учиться уехала в ангарское училище N 30 на повара-кондитера. А три года назад вернулась обратно и вышла замуж за сына своего патронажного отца Валентина Петровича. Сейчас работает в столовой детского дома.

Это не единственный случай, когда девочки остаются в селе, выходят замуж, становятся полноправными членами сельской общины. Есть и более запутанные жизненные сюжеты. Вера Непомнящих попала в патронажную семью с братом в декабре 2002 года. Их новая семья жила в Пихтинске. Туда же вернулся после армии молодой человек по имени Костя. Там они встретились, полюбили друг друга и поженились. В результате неземной любви, не доучившись в школе, Вера ушла в декретный отпуск и в декабре прошлого года родила сына Кирюшу. По сути, Кирюша стал вторым ребенком молодой семьи, потому что 14-летний Вова, брат Веры, живет с сестрой и ее мужем, и по документам она является его патронажной матерью.