Жители Поздеево надеются на Тишанина

В 2002 году деревеньку ограбила подставная фирма, превратив процветающее хозяйство в забытый Богом угол

В деревне Поздеево Черемховского района проживает свыше 400 человек, 300 из них — трудоспособное население. Однако ни один не работает — негде. Возможно, кто-то и мог бы найти работу в Черемхово или других населенных пунктах района, но связи с миром у деревни нет. В Поздеево уже года два как не ходит автобус — использовать дорогу от Черемхово не разрешает ГИБДД. Но транспортный вопрос — лишь следствие череды неприятностей, постигших в последние годы эту деревню. Около четырех лет назад в Поздеево произошел настоящий захват некогда процветающего предприятия. Из деревни угоняли коров, которые телились прямо на ходу, вывозили технику, громили склады, ломали все, что не могли использовать. Работники предприятия молча наблюдали за погромом — вооруженные люди не подпускали их к месту, где вершился беспредел. Доярки падали в обмороки.

Люди с винтовками убили "Краснозабойщика"

Когда-то жители Поздеево трудились в совхозе "Краснозабойщик", но настали рыночные времена, и работникам пришлось выбирать, в чьи руки лучше отдать хозяйство. Решили, что лучше отдаться угольщикам — все-таки вся жизнь Черемховского района так или иначе связана с углем. Так был образован совхоз "Горняк" — по сути, подсобное хозяйство ОАО Востсибуголь.

Сейчас Николай Эльгерт, начальник ГУСХ Иркутской области, считает, что именно в тот момент жители Поздеево и допустили самую большую ошибку. Однако сами поздеевцы до сих пор не могут понять, кто виноват и что делать. Люди, воспитанные при советском режиме, не были готовы к такому жестокому обману.

Поначалу все шло вроде бы хорошо — совхоз "Горняк" просуществовал целых семь лет, и поздеевское подсобное хозяйство, работавшее при совхозе, процветало. Два корпуса молочно-товарной фермы на 430 коров, 40 коней, 3 теплых телятника, отапливаемый гараж, 14 тракторов, 3 зерновых комбайна, грузовые машины и посевная площадь в 2 тысячи гектаров. Народ с раннего утра до позднего вечера был занят работой, и хотя начинали копиться долги по зарплате, поздеевцы верили, что все наладится.

В 2001 году генеральным директором ОАО Востсибуголь стал Олег Мисевра, вскоре был создан СУЭК — Сибирская угольная энергетическая компания, которая начала избавляться от непрофильных активов.

Так совхоз "Горняк" перешел в ООО "Ронти-Траст". По данным Управления пенсионного фонда по Иркутской области и УОБАО, организация была зарегистрирована в Куйбышевском районе Иркутска, и в 2002 году численность ее работников составляла 11 человек. А на данный момент предприятие вообще исчезло.

Фирма-однодневка, естественно, не собиралась развивать сельское хозяйство в деревне Поздеево, но народ продолжал верить в лучшую жизнь. Даже когда какие-то люди забрали у старосты рацию — единственное средство связи, а на следующий день закрыли работников хозяйства в красном уголке, люди еще думали, что все образуется. Однако судьба деревни была предрешена.

— Мы все сидели в красном уголке и ждали, что нам расскажут о том, как мы будем работать дальше. Но тут прибежали наши деревенские и говорят: "Что вы сидите? Там скот угоняют, все ломают", — вспоминает события того страшного дня Тамара Федяева. — На наших глазах резали трубы, гнали коров, которые телились прямо на ходу. А мы ничего не могли сделать — мордовороты с какими-то винтовками стояли и смотрели на нас. Доярки даже в обморок падали. Все было разгромлено за полтора часа. От хозяйства остались одни руины. Потом наши ездили в Иркутск — хотели забрать в этом "Ронти-Трасте" долги по зарплате. Но по адресу никакой фирмы не было.

Сами виноваты

У поздеевцев осталась только посевная площадь в 2000 гектаров — их земля никому была не нужна. У каждого трудоспособного жителя есть свой пай — 10 га. Однако эти паи не оформлены как следует. Их нужно приватизировать, а это стоит больших денег. Без приватизации люди не могут ни продать свои паи, ни отдать в пользование. Получился замкнутый круг — земля есть, но создать сельхозпредприятие и работать люди не могут. Поля не обрабатываются, и расположенный рядом Черемховский угольный разрез уже подбирается к сельхозугодьям.

— Они нас уже со всех сторон подкопали, — жалуются поздеевцы. — И дышать нам уже нечем — отвалы горят, все в дыму.

Жители деревни обращались даже к президенту. Они не просят транспорт, не просят отремонтировать водовод, который постоянно ломается, и людям приходится пить воду из болота, или долбить и таять лед. Они просто хотят работать.

— В центре занятости нам всем говорят одно и то же — учитесь и переезжайте, — рассказывает Татьяна Федоркова. — У нас теперь одна надежда — на Тишанина. Прежняя власть нас кормила обещаниями перед каждыми выборами. В последний раз говорили, что осенью наши земли вспашут, но никто нам ничего так и не вспахал.

Во многих своих бедах поздеевцы винят Гавриила Франтенко, руководителя СХАО "Белореченское".

— Он забрал весь наш скот, вывез семенное и фуражное зерно, технику, — говорит Тамара Федяева.

Однако Николай Эльгерт уверен, что Франтенко спас и скот, и технику.

— Если бы не Франтенко, весь скот увезли бы на мясокомбинат, а технику сдали бы на металлолом, — утверждает Николай Эльгерт. — Жители Поздеево продались угольщикам, а угольщики их перепродали какой-то сомнительной фирме. А теперь поздеевцы ищут крайних. Им были даны рекомендации — нужно создавать фермерские хозяйства, сельхозкооператив. У нас все просто хотят ходить куда-то на работу, на готовое место. А что-то создавать свое никто не желает.

Николай Эльгерт прекрасно понимает, что воссоздать былое хозяйство жителям Поздеево не удастся, но считает, что они должны пытаться сделать хоть что-то, чтобы кормить свои семьи.

Будет еще хуже

Администрация Черемховского района пыталась помочь поздеевцам встать на ноги. По словам Галины Рыжковой, заведующей сектором экономики отдела сельского хозяйства администрации, была разработана специальная программа, которая предполагала освоение около тысячи гектаров земли в течение нескольких лет. В позапрошлом году в районном бюджете было заложено 500 тысяч рублей на освоение первых двухсот гектаров, но деньги остались невостребованными.

— Они сами не стали ничего делать, — говорит Галина Васильевна. — Нужно было зарегистрировать предприятие, шевелиться, работать. В Поздеево нет личности, на которую можно ставить. Все шумят, а как доходит до дела — тишина. Так как предусмотренные в бюджете деньги остались неосвоенными, то в 2005 году закладывать средства уже не стали.

Сейчас в администрации Черемховского района не скрывают, что ситуация будет усугубляться. В конце концов Поздеево вообще может исчезнуть с лица земли. Сейчас в деревню не ходит транспорт, и, по словам Сергея Малеева, заведующего отделом жилищно-коммунального хозяйства района, дорога вряд ли когда-либо будет отремонтирована. В связи с муниципальной реформой дороги лягут на муниципальный бюджет, а там уж точно не найдется средств на их ремонт.