Праздники в Иркутске

Народные гулянья сопровождались смешными сценами, когда немногие из пирующих приходили домой без синяков и разбитых носов

Новый год всегда оставался одним из самых главных праздников как в России, так и в отдельно взятом Иркутске. Однако в позапрошлом и в начале прошлого века существовало много различных праздников, которые на сегодняшний момент по разным причинам оказались забыты. О некоторых из них мы расскажем сегодня.

Одним из самых первых массовых городских праздников стало празднование в 1774 году установления мира с Турцией. В летописи Пежемского это событие отмечено следующим образом: "Сего же октября получено приятное известие о заключении мира с Оттоманскою Портою, по этому случаю праздновано здесь несколько дней кряду, давались обеды и проч.". Кстати говоря, первый бал в Иркутске был дан губернатором — генерал-майором Францем Николаевичем Кличкой — 27 мая 1779 года.

Празднование победы русского оружия в Иркутске, как и в других российских городах, стало традиционным. Победу над Наполеоном возвестил большой колокол. Звонили и все колокола других иркутских церквей. Несколько дней шли массовые народные гулянья.

Вот как об этом писал свидетель праздника иркутский писатель Иван Калашников: "Праздник начался церковным парадом. Шествие открыли пять или шесть десятков инвалидной команды, увенчанные за неимением лавров березовыми ветвями. Потом шли казаки, предшествуемые трубачами, которые были незадолго перед тем сформированы, они производили на трубах невыносимый визг и вой. Затем шел Гарнизонный полк, далее четыре пушки гарнизонной артиллерии.

После парада высшее общество было приглашено на обед и бал, а для народа было выставлено вино. В продолжение попойки много свершилось смешных сцен, и немногие из пирующих пришли домой без синяков и разбитых носов.

Иркутск всегда широко отмечал все знаменательные события, связанные с жизнью и деятельностью лиц императорского дома. В этом Иркутск не отставал от других российских городов. 12 марта 1811 г. праздновалось десятилетие со дня восшествия на престол императора Александра I. В честь этого юбилея при главном въезде в город по Ланинской улице в Иркутске на берегу Ангары воздвигли Московские ворота.

Но особенно большие торжества прошли в честь коронования Николая II и Александры Федоровны, проходившего с 14 по 17 мая 1896 г. Начались торжества молебствием перед собором при большом стечении народа. Под перезвон колоколов в сопровождении салюта из орудий провозглашалось многолетие царствующим особам. Во дворе городской управы для бедных был дан обед на 1400 человек, каждому из которых был вручен столовый прибор с императорскими вензелями.

Торжественной была встреча в июне 1891 г. цесаревича Николая, совершавшего кругосветное путешествие. К его приезду был построен понтонный мост, названный именем цесаревича, и триумфальная арка на берегу Ангары, названная Царской.

В Иркутске отмечались и печальные дни императорской семьи. Отмечая "чудесное избавление" от неудавшегося 4 апреля 1866 г. покушения на императора Александра II, в Иркутске на углу Большой и Ивановской улиц была возведена часовня во имя Спасителя. В годовщину "чудесного спасения" жизни императора, 4 апреля 1867 г., был крестный ход на Штабную площадь, где провозглашение "многие лета" сопровождалось артиллерийским салютом. Целый день звонили церковные колокола. Затем впервые в Иркутске состоялся парад войск, в котором участвовали: конный отряд Иркутского казачьего полка, Иркутская жандармская команда, 72-й пехотный резервный батальон, Иркутский губернский батальон, взвод батареи Забайкальской артиллерийской бригады, воспитанники Иркутской военной начальной школы, топографы окружного штаба и управления межевания казенных земель. Вечером в Благородном собрании для духовенства дали торжественный обед. Город был иллюминирован.

В начале августа 1878 г. по приказанию генерал-губернатора Платона Александровича Фредерикса и под руководством городского головы Дмитрия Дмитриевича Демидова для особо торжественных случаев у кафедрального собора на берегу Ангары была сооружена салютационная батарея, в состав которой входили: платформа с двумя орудиями, будка для охраны и мостик для подъема флага. Предполагалось использовать салютационную батарею для ежедневных сигнальных выстрелов в 12 часов дня. Салюты должны производиться по установленному регламенту в "царские дни", табельные и большие годовые праздники.

Одним из самых почитаемых иркутянами являлся праздник святителя Иннокентия. 6 сентября 1804 года 389 представителей от городского населения подписали и подали епископу Вениамину прошение, в котором они изъявили желание видеть открытыми мощи Иннокентия, а также чествовать угодника церковным празднованием. С 28 октября 1804 г. императором Александром I позволено "отправлять открытию всенощные бдения, молебнопения и надлежащую святителю Иннокентию службу и с установлением праздника ему 26 ноября".

Утвержденный 1 декабря 1804 г. императором Александром I указ Синода гласил: "Оное тело первого епископа Иркутского Иннокентия... огласить святыми мощами... и выставить в церкви показанного Вознесенского монастыря, причислив Иннокентия к лику святых". Этот указ Синода в Иркутске был получен 19 января 1805 года. 9 февраля 1805 г. при большом стечении народа в присутствии всего городского и губернского начальства состоялось торжественное перенесение признанных святыми мощей первого иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого). По этому поводу император Александр I присылает в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотым шитьем для возложения на мощи. Иркутский купец первой гильдии Мыльников для святых мощей Иннокентия заказал в Москве роскошную серебряную раку. Ее по всей поверхности украшала позолота с почернением; стоимость была по тем временам весьма огромна — 14 000 рублей. Общий вес раки составил пять пудов двадцать фунтов сорок восемь золотников. Рака выполнялась московскими мастерами и в начале 1808 г. была доставлена в Иркутск.

14 февраля 1808 г. в соборной Вознесенской церкви мощи святителя Иннокентия переложили в заранее приготовленный кипарисовый гроб, который и был помещен в серебряную раку. К предстоящему столетию со дня открытия мощей святителя Иннокентия в декабре 1902 г. с высочайшего соизволения в Иркутске 9 февраля устанавливается ежегодным не только церковным, но и гражданским праздником.

В Иркутске с 1911 г. ежегодно праздновался День Белого цветка, все пожертвования и сборы от которого поступали в фонд помощи туберкулезным больным. Первое организационное собрание по проведению Дня Белого цветка состоялось 9 августа 1911 г. в зале городской управы.

Инициатива проведения такого праздника исходила от местного общества врачей. В подготовке Дня Белого цветка принимало участие большинство иркутян, начиная с детей и кончая горожанами весьма преклонных лет. К этому дню изготовлялось (а кто не умел - обучался этому) большое количество (иногда 200—300 тысяч) цветков ромашки из белого накрахмаленного батиста, миткаля и щитки. Кроме того, специально к этому дню белые цветки заказывали и получали из Петербурга.

В программу Дня Белого цветка входило официальное торжественное его открытие и шествие от городской думы к памятнику Александру III. Затем колонны учащихся и жителей Иркутска проходили по городским улицам. Дети, начиная от самых малышей, одетые в белое одеяние, шли попарно, держа в руках дуги, украшенные ромашками. Белые цветки продавались во всех районах города. Их разносили и развозили на разукрашенных ромашками лошадях, автомобилях и тележках. Каждый иркутянин, невзирая на свое общественное положение, считал своим долгом и обязанностью приобрести эмблему праздника — белый цветок. В театре, цирке, иллюзионах и на сценах других организаций шли концерты и театральные представления. По завершении праздника вся выручка поступала в комитет Белого цветка.