На иркутских лекарствах наживаются иностранные шпионы

Иркутские химики создали препараты для лечения бесплодия, облысения и алкогольных отравлений

В Иркутске создано уже несколько лекарственных препаратов, не имеющих аналогов нигде в мире. Разработки иркутских ученых получили высокую оценку множества научно-исследовательских институтов России, ими интересуются зарубежные фармакологические компании. Однако зачастую авторы медицинских сенсаций не получают за свои разработки ровным счетом ничего. Уникальные проекты воруют, используют без ведома авторов и делают на этом огромные деньги.

У 80 процентов бесплодных коров появились телята

Ученые Иркутского института химии имени Фаворского СО РАН под руководством академика Михаила Воронкова являются передовиками в плане разработок новых лекарств. Химики создали уникальные препараты для лечения болезней сердца, печени, остеопороза, бесплодия, облысения, отравления алкоголем, угарным газом и многих других. На сегодняшний день разрешены к применению в медицинской практике такие препараты, как трекрезан, феракрил и мивал.

Трекрезан — иммунномодулятор и адаптоген. Он повышает выносливость при физических и умственных нагрузках, предупреждает развитие стрессовых состояний, увеличивает устойчивость организма к низким и высоким температурам, стимулирует иммунную систему даже тяжелых больных с хроническими болезнями. Кроме того, он снимает похмельный синдром, обладает противоязвенным действием.

Особенно интересно, что трекрезан повышает половую активность и восстанавливает репродуктивную функцию млекопитающих, увеличивает активность и сохранность спермы, улучшает внутриутробное развитие эмбрионов, а также повышает жизнеспособность новорожденных. По словам академика Воронкова, трекрезан может использоваться в лечении бесплодия, но пока иркутские медики не проявляют к нему должного интереса и не проводят клинических испытаний.

Исследования же на лабораторных и сельскохозяйственных животных показали, что этот препарат эффективно повышает их репродуктивную способность. Так, например, у 80 процентов яловых коров появились телята. Трекрезан ускоряет развитие, прирост веса и жизнеспособность молодняка. Трекрезан также повышает и продуктивность кур-несушек.

Выпуск трекрезана осваивается сейчас на Усолье-Сибирском химико-фармацевтическом заводе.

— В прошлом этот препарат назывался крезацин. Он достаточно давно был изобретен в Иркутском институте органической химии и использовался как модификатор, позволяющий улучшить урожайность, — говорит Сергей Черятьев, главный инженер ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод". — Крезацином заинтересовались в подмосковном Центре биологически активных веществ. Пройдя серию клинических испытаний, крезацин получил статус лечебного препарата и новое название — трекрезан. Он достаточно дорогой и в первую очередь ориентирован на людей, которые заботятся о своем здоровье.

Хлоркрезацин, созданный иркутскими химиками совместно с военно-медицинской академией Санкт-Петербурга, обладает теми же свойствами, что и трекрезан, но в дополнение он подавляет развитие раковых опухолей и помогает бороться с вредным воздействием излучения. Исследования показали, что у 70% подопытных крыс и мышей после применения хлоркрезацина исчезали опухоли.

Мивал лечит облысение и полезен космонавтам

Созданные в лаборатории академика Воронкова препараты имеют огромное значение для растениеводства и разведения полезных насекомых. Например, мивал, мигуген и крезацин стимулируют рост и развитие растений. В Узбекистане и в других хлопкосеющих республиках бывшего СССР эти препараты с успехом прошли государственные испытания и повысили урожайность хлопка на 15—20 процентов.

Препарат мивал также может применяться в лечении различных заболеваний. Он в два раза ускоряет процесс сращивания костей при переломах, тормозит развитие остеопороза и может быть полезен космонавтам, работающим в условиях невесомости.

Помимо всего прочего, мивал успешно применяется в лечении облысения. Эту его особенность открыли именно иркутские химики, но используют все кому не лень. В Москве, к примеру, налажено производство кремов от облысения, содержащих мивал.

Двадцать лет назад мивал делали в Усолье, но затем по причинам, которые за давностью лет никто вспомнить не может, химико-фармацевтический комбинат отказался от его производства.

Зато мивал выпускают в Китае. По словам академика Воронкова, в Поднебесной мивал успешно используется в сельскохозяйственной практике. Китайцы результатам не нарадуются и постоянно благодарят иркутского академика за эту уникальную разработку.

Феракрил стал объектом промышленного шпионажа

Особая гордость Иркутского института химии — феракрил. Он обладает сильным кровеостанавливающим действием, а также антибактериальным и анестезирующим эффектами.

Иркутские химики предлагали создать санитарный пакет солдата, где бы находились салфетки, пропитанные феракрилом. Писали в Минобороны, МВД, Министерство ГО и ЧС. Всем нужен такой препарат, но средств нет. Зато благодаря промышленному шпионажу феракрил перебрался в Индию. Теперь индийская фирма продает феракрил — разработку иркутских ученых — по всему миру под названием гемолог.

Производство феракрила на Усольехимфарме было освоено еще в 1984 году. Впоследствии по ряду причин препарат был забыт, однако в последнее время им снова стали интересоваться. Как стало известно редакции, на основе ферокрила Воронежский химфармзавод планирует освоение выпуска кровеостанавливающего лейкопластыря, и усольчане намерены поставлять для воронежцев сырье.

Лаборатория академика Воронкова совместно с известными иркутскими медиками создали усовершенствованный препарат — аргокрил, в состав котрого входит серебро. Наряду со всеми свойствами феракрила он еще обладает более выраженным антибактериальным действием.

Аргокрилом тут же заинтересовались израильские врачи и предложили заключить договор о совместной разработке. Договор заключили. Но израильская сторона перечислила Иркутскому институту химии только 15 процентов от оговоренной суммы и больше себя никак не проявляла — не отвечала на письма, факсы и звонки.

Потом выяснилось, что израильтяне получили от своего правительства 400 тысяч долларов на разработку этого препарата и не захотели делиться с иркутскими учеными.

Воронков хотел обратиться в суд, но для этого нужны силы, здоровье и средства. Однако препарат Иркутский институт химии все-таки запатентовал, и приоритет наших ученых сейчас известен.

С иркутским лекарством можно жить без воздуха /главка

Совместно с Новосибирским институтом органической химии ИрИХ СО РАН создал новый лекарственный препарат цитримин, который защищает от отравлений алкоголем. Он также является активным антигипоксантом (помогает организму существовать при недостатке кислорода в атмосфере) — показан альпинистам, летчикам, космонавтам.

В случае разгерметизации, на высоте 12 тысяч метров, животные гибнут через 15 секунд, а этот препарат продлевает жизнь в полтора-два раза.

— Препараты мы делаем, а исследовать их сложно, на это требуются большие деньги, — говорит академик Воронков.

Сколько ни обращались иркутские химики к некоторым известным деятелям иркутской медицины, заинтересованности у них к новым созданным в их родном городе лекарственным препаратам не появилось. Удалось установить тесное и плодотворное сотрудничество лишь с Научным центром реконструктивной и восстановительной хирургии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН.

Лучший бальзам России больше не производят

Судьба иркутского бальзама "Доктор Лившиц", который в 2003 году был признан московской комиссией как лучший бальзам России, еще определяется. Его автор, известный в России врач Изислав Лившиц, вынашивал рецепт целительного напитка более десяти лет. В отличие от остальных бальзамов, обладающих возбуждающим эффектом, напиток Лившица успокаивает, действует как снотворное и улучшает сон, снижает учащенный пульс и артериальное давление. Поговаривают, что именно эти качества очень нравились сенаторам России и они заказывали бальзам ящиками.

По словам самого Лившица, целительный эффект достигается за счет содержания в бальзаме особых лекарственных трав, например листьев брусники, черники, смородины, березовых почек, кедровых орехов, иван-чая.

К сожалению, сейчас бальзам купить негде. Предприятие, которое выпускало бальзам, отказалось от этого, так как им стало невыгодно. Бальзам должен производиться по особой рецептуре, в том числе выстаиваться полтора месяца, а это малорентабельно по сравнению с производством обычной водки.

— Рецептом бальзама заинтересовались московские предприниматели, — говорит Изислав Лившиц. — Возможно, в скором времени бальзам начнут производить в Москве. Мне, конечно, жаль. Хотелось бы, чтобы бальзам делали в Иркутске.

Вакцина от СПИДа и гепатита еще только испытывается

В Сибирском институте физиологии и биохимии растений, который находится в Иркутске, уже несколько лет идет работа над созданием уникальной вакцины против СПИДа и гепатита. По словам руководителя проекта Рюрика Саляева, эту вакцину можно выращивать на огороде в виде помидоров и огурцов. Уже прошли первые испытания на мышах, которые дали положительные результаты. Оказалось, что при трехкратном кормлении мышей трансгенными томатами наблюдался эффективный иммунный ответ против гепатита В и против вируса иммунодефицита человека.

Для внедрения этих вакцин необходимо несколько лет клинических испытаний, сотни тысяч долларов, а главное — люди, которые решились бы ради науки рискнуть своим здоровьем.

Секрет нового препарата в том, что в растение внедряют ген, который отвечает за выработку антител. Они в свою очередь становятся настоящей преградой для вирусов гепатита и ВИЧ. Если эксперимент завершится (до этого еще несколько лет), то это будет одно из самых больших достижений Иркутска в медицине.