У нас реформа!

О реформировании ЖКХ в Иркутской области говорилось не раз на самых различных уровнях. Чтобы узнать поподробнее, как эта самая реформа выглядит, пришлось поднять публикации на эту тему и просмотреть высказывания ее основного идеолога, начальника комитета по жилищной политике администрации ИО Петра Воронина. В основном все сводится к общим фразам типа "динамика подготовки и вхождения в отопительный сезон по-прежнему очень высокая". Или: "В целом в области можно отметить положительные тенденции в части оценки состояния отрасли жилищно-коммунального хозяйства". Вроде и реформа жилищная в регионе идет по полной, вроде и комитет работает, идеи предлагает. "Первый этап реформы ЖКХ закончился переходом на федеральные стандарты по оплате коммунальных услуг", - рапортовал Петр Александрович в середине апреля. Теперь можно приступать ко второму этапу, который предполагает заключение соглашений между муниципалитетами и областной администрацией. И как панацея - управление жилищным фондом, создание управляющих компаний. Причем создание таких организаций "станет одним из пунктов соглашения, которое будет заключать областная администрация с муниципалитетами". Здесь и далее цитируются высказывания Петра Воронина на различных брифингах, пресс-конференциях и отчетах.

Вот, собственно, и все реформирование. Хотя это удобная, кстати, позиция. Дыры в трубах, бюджете и некоторых головах можно прикрыть очень хорошей фразой: "Это временно, у нас реформа". Если она заключается в повышении стандартов и поиска, "кто бы нами занялся и поуправлял", то это не есть реформирование. Или же реформирование ради реформирования.

Чего на самом деле стоят этапы реформирования, особенно хорошо ощущают жители небольших городов области, таких как Черемхово, Усолье, Усть-Кут, где необходимость что-нибудь предпринять возникла давно. Но ответы на "Что делать?" и "Как быть?" со стареющим жилкомхозом едва ли найдутся у идеолога реформирования областного масштаба.

Есть еще одна шикарная фраза, которую хотелось бы вспомнить: "В соответствии с концепцией областной государственной жилищной политики, принятой в 2001 году, целью реформы ЖКХ является создание сбалансированного рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг". Покоряет своей простотой эта "сбалансированность рынка", только сложно представить этот баланс и уж тем более понять его. Все разговоры о стабильности рынка жилья и сбалансированности сейчас настолько несостоятельны, насколько растеряны жители нашего региона постоянно растущими ценами на жилье и коммунальными тарифами.

Как-то фантастично на этом фоне выглядят публикации о нашем недалеком соседе - Кемеровской области. Там почему-то коммунальные тарифы до сих пор сохранены 80 на 20, а их прогнозируемый рост на 2006 год не превысит 15 процентов. И хотя утвержденные тарифы значительно ниже экономически обоснованных, администрация области, понимая их экономическую нецелесообразность, всерьез опасается их поднимать, рекомендуя коммунальщикам снижать затраты. Для примера утеплили одну из девятиэтажек и проверили, сколько тепла необходимо для комфортного в ней обитания. Оказалось, что в два раза меньше. Экономически обоснованный тариф тоже оказался меньше. Это коммунальщиков волнует, что тарифы ниже, чем необходимо для нормального функционирования ЖКХ. А областные власти обеспокоены платежеспособностью населения и соблюдением их интересов и советуют коммунальщикам сократить лишние расходы.

Это хороший пример реформ ради блага людей, а не наоборот, как в знакомом нам комитете Воронина. Даже на официальном сайте администрации Иркутской области задачи работы комитета по жилищной политике обозначены как "участие в пределах своей компетенции" и "обеспечение реализации". Так, собственно, и получается.