Сторожу пригодился разряд по стендовой стрельбе

Сотрудники УР Братска в течение трех лет вели разработку криминального трио: заказчика, организатора и киллера

В июне 2002 года на одной из улиц Братска прогремели два выстрела. Жертвой преступления стал предприниматель. Сотрудникам уголовного розыска, прокуратуры и судебных органов потребовалось почти три года напряженной работы, чтобы так называемый глухарь вопреки всем скептическим ожиданиям превратился в полноценное уголовное дело. В сентябре 2005-го заказчик, организатор и киллер оказались на скамье подсудимых.

Работодатель стал организатором преступления

Жизнь Алексея Подъячева назвать безоблачной было по меньшей мере сложно. Получив среднее специальное образование, Подъячев параллельно ознакомился с уголовным законодательством. В 1996-м он получил год условно за хранение наркотиков, а спустя 3 года уже отбывал срок за кражу. На свободу условно-досрочно освобожденный вышел в 2000-м и сразу попытался найти работу. Имея в своем резюме две судимости, да еще и в прошлом страдая опийной наркоманией второй стадии, Подъячев сумел устроиться сторожем в одной из бильярдных. Денег то и дело не хватало, и однажды работодатель Алексея, некий Зломанов, предложил сторожу немного подзаработать.

...Получив заказ на убийство, имевший связи с криминальным миром Зломанов не собирался брать грязную работу на себя. Сторож Подъячев, по его мнению, был лучший исполнитель — ведь Алексей имел второй разряд по стендовой стрельбе. Таким спортивным увлечением он занимался с 14 лет и менее чем за секунду мог произвести прицельный выстрел по движущейся мишени.

Встреча заказчика, пособника и будущего исполнителя состоялась в одном из питейных заведений. Во время беседы Назар Алекперов, известный в определенных кругах предприниматель, указал на человека в кожаной жилетке, сидящего за одним из соседних столиков:

— Его нужно приземлить. И как можно скорее.

Предложение особенно не обсуждалось. На следующий день Зломанов передал Алексею двуствольный обрез и патроны.

Первая попытка убийства оказалась провальной. Выслеживая свою жертву в течение двух недель, Подъячев выбрал подходящий момент поздним вечером 24 июня (в тот день у сестры Алексея был день рождения, но семейный праздник он проигнорировал). Дождавшись, пока предприниматель в сопровождении дамы покинет кафе, убийца проследовал за ними. Некоторое время киллер молча шел за прогуливающейся парой. В тот момент, когда преследователь был замечен (коммерсант обернулся), прозвучал выстрел. От нестерпимой боли человек упал на спину. Подъячев подбежал к раненому и для верности выстрелил ему в голову. Пока спутница жертвы приходила в себя, киллер бросился бежать. По пути он избавился от всех улик и через некоторое время вернулся домой.

Наутро Подъячев узнал, что человек, в которого он стрелял практически в упор, выжил и сейчас находится в больнице. Ничего хорошего от предстоящей встречи со Зломановым он не ожидал. Организатор наорал на киллера-неудачника, сказал, что денег тот не получит, пока не доведет это дело до конца.

...К тому времени в распоряжении уголовного розыска УВД Братска были лишь сбивчивые показания женщины, которые обрывались на кратких описаниях нападавшего: худощавое телосложение, трико темного цвета, футболка и бейсболка. Ни одного вещественного доказательства к делу приобщить тогда не удалось.

Прошло чуть меньше года, когда Зломанов предложил Алексею закончить начатое дело. На этот раз задание заказчика было исполнено. Тело коммерсанта было обнаружено у дома N 37 по улице Депутатской. И несмотря на то что очевидцев убийства было значительно больше, главными приметами оставались спортивная мастерка темного цвета, брюки, бейсболка, худощавое телосложение и рост около 180 сантиметров. Все, что удалось найти операм, — это несколько дробинок, обнаруженных на месте и извлеченных из тела погибшего человека. Расследование зашло в тупик...

Вторая жертва

За выполнение заказа Подъячев вместо обещанной тысячи долларов получил всего 3000 рублей. Остальная сумма пошла в счет долгов за питание и других займов у самого же работодателя. Но на этом криминальный труд Алексея не закончился. Заказчик предыдущего убийства Назар Алекперов тем же способом решил избавиться от другого своего конкурента.

В конце августа 2003-го Подъячев подъехал к дому по улице Муханова, где проживал неугодный Алекперову коммерсант. Спрятав оружие в мусорном контейнере, киллер принялся ждать. В этот день жертва так и не объявилась, и Алексею пришлось уйти ни с чем. На следующий день он снова пришел во двор дома. Незнакомец не вызывал особых подозрений окружающих. Двум молодым девушкам, которые возвращались ночью домой и застали Подъячева во дворе, Алексей объяснил, что ждет здесь свою возлюбленную. В нервном предвкушении скорой развязки Алексей поднялся в подъезд и, устав от утомительных ожиданий, уснул.

Ранним утром злоумышленника разбудил хлопок двери машины. Открыв глаза, киллер увидел напротив подъезда иномарку своего "клиента". Подъячев вышел на улицу и направился к мусорному отсеку, где накануне оставил обрез. Как только "Калдина" начала движение, Подъячев подошел к иномарке и ударил рукой по корпусу машины. Воспользовавшись секундной паузой, он достал обрез и просунул его приоткрытое окно со стороны водителя. Заметив, что человек за рулем потянулся за собственным оружием, Подъячев взвел курок и произвел первый выстрел в тело мужчины. Для уверенности он снова взвел курок и выстрелил еще раз. В это время на заднем сиденье находились два сына коммерсанта, они с ужасом смотрели, как в кровавой бойне погибает их отец.

На балконы высыпали любопытные жильцы. Нападавший развернулся и побежал под арку дома, выбросив по дороге оружие. За это убийство братский стрелок получил вознаграждение посолиднее первого — 24 000 рублей.

Окончательный приговор огласят в Красноярске

Поистине титанический труд пришлось проделать оперативникам уголовного розыска Братского УВД. Не имея в наличии ни одной весомой улики, они смогли не только установить личность киллера, но и задержать его. Однако главная сложность заключалась в том, чтобы разговорить Подъячева. Сопоставив имеющиеся факты в материалах уголовных дел, сыщики поняли, что в этой игре Алексею отведена роль пешки. Поскольку его жертвами были известные в криминальных кругах люди, то взаимоотношения с ними подозреваемого и тем более конфликты исключались. На протяжении суток самые опытные оперативники убойного отдела беседовали с подозреваемым, пытаясь убедить его говорить правду, и это у них получилось. К удивлению многих, в этой исповеди Подъячев признался не только в покушении и двух заказных убийствах. На счету 29-летнего Алексея оказалась серия подобных преступлений, совершенных в Красноярске.

Перспектива успешного расследования уголовного дела напрямую зависела от жизни Подъячева. Задержанного в любую минуту могли убить, так как его показания изобличали заказчика Алекперова и пособника Зломанова. Во время перевозки Подъячева в ИВС и проведения следственных действий милиция принимала беспрецедентные меры безопасности.

На период предварительного следствия Зломанов и Алекперов так и не признали свою вину, настаивая на своей непричастности. Ни попытки закидать ходатайствами и жалобами следствие квалифицированными защитниками, ни стремление использовать административный ресурс и связи высоких людей не остановили машину обвинения в установлении истины. Дело было закончено и вместе с обвинительным заключением направлено в суд. Расследование покушения и двух заказных убийств едва поместилось в 10 томах уголовного дела.

Столкнувшись лицом к лицу со Зломановым и Алекперовым в зале Иркутского областного суда, Подъячев изменил свои показания на полностью противоположные. Алексей под страхом расправы пытался убедить суд, что ценные сведения выбивались посредством психического и физического насилия.

1 сентября суд признал всех фигурантов уголовного дела виновными и приговорил Алекперова к 23 годам колонии строго режима. Подъячев и Зломанов получили по 20 лет тюрьмы. Адвокаты осужденных и их представители, которых собралось у здания суда немало, приговором остались недовольны и намерены его обжаловать. Для киллера Подъячева и организатора Зломанова этот приговор не последний. В Красноярске их будут судить по обвинению в двух заказных убийствах и покушении.