Объединение Иркутска и Усть-Орды: торг уже неуместен

В минувшую пятницу Александр Тишанин, тогда еще начальник ВСЖД, а ныне уже губернатор Иркутской области, встретился с Валерием Малеевым, главой администрации Усть-Ордынского БАО. Речь, понятно, шла о возможности объединения двух регионов. Из источников, близких к официальным, просочилась информация, что Иркутская область уже не рассчитывает на какие-либо финансовые бонусы, которые могли бы поступить из федерального центра в качестве поддержки объединительного процесса.

Надо заметить, что мы прогнозировали такой ход развития событий: несколько месяцев назад, комментируя объединительные процессы в Красноярском крае, мы предположили, что все финансовые сливки в молочном бидоне объединения уже сняли пермяки и красноярцы. Иркутянам же, еще не так давно пионерам процесса укрупнения регионов, достанутся только жалкие крохи, а возможно, не достанется вообще ничего. Печально сознавать, что мы оказались правы.

Конечно, уместно задать извечный философский вопрос, кто виноват, очень часто задаваемый в нашем государстве на всех уровнях. Кто виноват, что регион просохатил возможность получить немалые преференции из центра? Однако думается, что вряд ли мы сможем однозначно ответить на этот вопрос и с криком: "Ату, его, ату!" — наброситься на виновника.

Напомним, что более или менее внятно о процессе объединения субъектов заговорили в ходе позапрошлой предвыборной кампании на должность главы администрации УОБАО. Михаил Матханов, претендент на главное кресло округа, включил вопрос об объединении Иркутска и Усть-Орды первым пунктом в свою предвыборную программу. Сложно сказать, как пошел бы процесс объединения, победи Матханов на выборах, но его сняли с предвыборной гонки за нарушение порядка агитации.

Однако идея Матханова удивительным образом совпала с общероссийской модой по укрупнению регионов, и уже нельзя было просто так отмахнуться от этого проекта, как от назойливой мухи, и забыть его (как, например, был забыт проект строительства троллейбусной линии от Иркутска до Усть-Орды, предложенный другим кандидатом этой же предвыборной кампании).

Далее процесс объединения регионов шел с переменным успехом. В июле 2001 года между Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом было подписано соглашение об объединении. Соответствующие комиссии начали работать в субъектах весной 2002 года. В феврале 2003 года областная и окружная комиссии были объединены. Сопредседателем группы с иркутской стороны стал замгубернатора области Сергей Босхолов, с бурятской — замглавы окружной администрации Игорь Шпаков. В декабре Босхолов покинул пост замгубернатора после поражения на декабрьских выборах в УОБАО, и группа фактически прекратила работу.

В очередной раз интерес иркутской стороны к вопросам объединения появился лишь тогда, когда стало очевидно, что единственная возможность получения действующим губернатором третьего срока — это создание нового субъекта Федерации и выборы его главы, что называется, с чистого листа. Впрочем, этот интерес продержался недолго: сначала ЗС дало третьему сроку зеленый свет, а потом Путин вообще отменил выборы. Что касается бурятской стороны, то, по большому счету, излишним энтузиазмом к вопросам объединения она никогда не отличалась.

Тем не менее вину за провал проекта наблюдатели возлагают все-таки на иркутскую сторону. Мол, слишком большие запросы у нее были: в обмен на объединение иркутяне требовали у федерального центра мост через Ангару, онкологический центр, 15,5% акций госпакета ОАО Иркутскэнерго и много других полезных вещей. Запросы Малеева выглядели скромнее: восемь миллиардов рублей на бытовые и социальные нужды округа.

На своей последней пресс-конференции в должности губернатора Иркутской области, которая состоялась позавчера, Борис Говорин фактически признал, что торг с центром не увенчался успехом. "Некоторые отмечают, что нужно было пойти на уступки, но я отстаивал интересы области, так как интересы Москвы есть кому отстаивать", — заявил он.

Впрочем, в кулуарах "серого дома" ходят слухи, что в свое время, когда эмиссары из Москвы прибыли в регион, дабы обсудить вопросы объединения, Борис Александрович их попросту не принял. Губернатор, мол, обиделся, что москвичи сначала посетили Усть-Орду и лишь потом наведались в Иркутск. Впрочем, эта история остается лишь слухом, и, честно говоря, нам уже все равно, имел ли место сей факт или он придуман недоброжелателями губернатора.

Время упущено, деньги уплыли, будем объединяться за просто так. Промедление же, как говорил дедушка Ленин, смерти подобно. Напомню, что еще один наш прогноз предрекал Иркутской области присоединение к Бурятии или Красноярскому краю. Как бы и он не исполнился...