Где же ты, средний класс?

Парадокс среднего специального образования сегодня: работодателю нужны люди с опытом, а у выпускников нет практики

"Будешь плохо учиться — пойдешь после школы в фазанку" — на этом крылатом выражении школьного учителя выросло не одно поколение школьников. С начала 70-х годов в средней общеобразовательной школе наметилось негативное отношение к профтехобразованию. Начальное профессиональное образование утратило свой авторитет.

В наших школах всегда существовала устоявшаяся практика деления детей на две большие группы: отличники-ударники (будущие абитуриенты советских вузов) и головная боль учителей — двоечники-троечники с плохим поведением. Последние и определяли основной состав поступающих в средние специальные учебные заведения.

Тем не менее престиж того же высшего образования в стране рабочих и крестьян существовал только на словах. Заработная плата рабочего была выше зарплаты инженера, младшего научного сотрудника института или врача. Часто молодые специалисты, после вуза отработав положенный государством срок по специальности, меняли работу на более оплачиваемую. Вот данные анкетирования, проведенного в ТТУ трамвайно-троллейбусном управлении) Иркутска в конце 80-х годов. Водителей троллейбусов и трамваев, имеющие высшее образование, было 89% от общего числа работающих.

Профессиональный рост специалиста всегда происходит благодаря поэтапному обучению, имеющему глубокие исторические корни. Мастера (ремесленники) набирали учеников в возрасте 7—9 лет и всегда учитывали характер ребенка, способности, задатки. Обучение ремеслу всегда (!) проходило на производстве. Каждая стадия науки давалась потом и слезами. Меры физического воздействия (колотушки, подзатыльники, битье розгами) не осуждались общественной моралью, а наоборот, являлись одним из важных элементов в обучении. На овладение ремеслом (прохождение всех стадий ученика) уходил не один десяток лет. Лишь единицы становились мастерами.

Но это история. Однако если обратиться к современности и вспомнить, какие традиции обучения мастерству были в нашем социалистическом государстве, то можно только порадоваться за знаменитые рабочие династии, которым повезло родиться именно в то время.

К середине 80-х годов государственная политика СССР в отношении начального и среднего профессионального образования имела сложившуюся систему. Целый ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по преобразованию школьного образования и завершению перехода к всеобщему среднему образованию привел к заметным положительным результатам.

Положение о СПТУ закрепляло порядок поступления, обучения и последующего трудоустройства молодежи: училища (техникумы) создавались на базе предприятий, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входили в состав районного агропромкомплекса.

Выпускники училищ (техникумов) обязаны были проработать не менее двух лет на предприятиях, куда они направлялись после окончания училища, и имели ряд льгот закрепленных законодательно.

Кризис, постигший Россию в начале 90-х годов, негативно повлиял на кадровую политику в системе профтехобразования начального и среднего звена.

В середине 90-х годов был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании", но он, увы, не регламентировал дальнейший порядок прохождения трудовой практики и трудоустройства молодых специалистов. Последующие законодательные акты не прояснили ситуацию по данному вопросу .

Сегодня наметился дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей. Это можно проследить по статистическим данным ЦЗН (центра занятости населения). Наиболее востребованными являются профессии, связанные со строительством: каменщик, штукатур-маляр, плотник, монтажник-высотник, газоэлектросварщик, машинист бульдозера, машинист экскаватора. Работодатель предлагает для специалистов весьма выгодные условия. Но одно из главных требований — наличие высокой квалификации и стажа работы по выбранной специальности более трех лет.

Вчерашний выпускник лицея, колледжа не соответствует этим требованиям. Возникает интересная ситуация: спрос не рождает предложения. Те условия, которые предлагает работодатель молодым специалистам, не могут быть приемлемы для них.

Средняя заработная плата молодого специалиста в первый год работы по специальности — около 3—4 тысяч рублей в месяц. Понятно, что на эти деньги невозможно спланировать бюджет.

Система профессионального образования, направленная на подготовку квалифицированных кадров, вынуждена решать другие задачи.

Хочется верить, что смысл, вложенный в послание президента РФ В.В.Путина к Федеральному собранию, позволит законодательной власти принять действенные меры в отношении молодежной политики: "Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников не находят работы по специальности, недоступно качественное образование малоимущим. Обучение сопровождается дополнительными платежами. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей, особенно из отдаленных городов и сел, получить качественное образование".