Зиминские субботники хотят уехать в Израиль

При царском режиме эту секту на Руси называли "ересь жидовствующих"

В городе Зиме Иркутской области ходят легенды о старозиминских соломонах. В народе говорят, что эти люди придерживаются какой-то странной веры. С одной стороны, они русские, но делают обрезание, как евреи. По субботам соломоны не работают, умерших хоронят на отдельном кладбище, а еще у них раньше был большой круглый дом, который назывался молельным. Живут соломоны в старой Зиме, в основном на двух улицах, расположенных по берегу Оки. Людей этой веры в Зиме много — человек, наверное, пятьсот. А фамилий на всех только три — Потаповы, Шишлянниковы да Пятигорские.

Квадратный круглый дом

Старая Зима — деревянный город. Из стройного ряда ничем не примечательных строений выделяется старинный таинственный дом, закрытый на замок. Это и есть молельный дом, только не круглый, а вполне квадратный.

Случайный прохожий подтверждает: "Да, это и есть большой круглый дом".

— Но он же квадратный?!

— Ну да, квадратный. А вообще он круглый.

— А соломоны здесь где проживают?

— Соломоны? Не знаю. Есть субботники.

Кто стал называть субботников соломонами, история умалчивает. Сами же субботники такое прозвище считают оскорбительным. Хотя и "субботники" — название, мало похожее на определение религиозного течения. Просто почитают люди субботу — потому и субботники.

Яков Пятигорский, старожил Зимы, — из еврейской семьи, а жена его Нина — из субботников. Дед Якова Давыдовича, польский еврей, был сослан в Сибирь как участник польского бунта.

В те времена в Сибирь поляков ссылали тысячами, и те польские евреи, которые поселились вдоль Московского тракта, положили начало появлению здесь субботников.

Яков Пятигорский рассказывает, что ссыльные евреи по-доброму относились к шедшим по тракту кандальникам: кормили их, поили, давали одежду. Поэтому некоторые русские прямо во время кандального пути принимали иудаизм.

Однако эта версия появления в Сибири субботников не единственная. Русские, принявшие иудаизм, существовали еще при Иване Грозном. Инакомыслящих жестоко притесняли, но полностью не извели. Позже за них взялся царь Александр I: приверженцев ереси жидовствующих (так это тогда называлось) ссылали и на Кавказ, и в Сибирь.

По словам Ирахмиэля Немзера, представителя Конгресса еврейских религиозных общин и объединений России, ересь жидовствующих была на Руси всегда, но с иудаизмом у этого течения очень мало сходства — в основном члены секты не работали по субботам, а другие иудейские законы не соблюдали.

Колчака хотели расстрелять в Зиме.

Ссыльные зиминцы во время Гражданской войны приняли сторону красноармейцев. По словам Якова Пятигорского, его дед отдал свой дом под штаб партизанского отряда, а отец, Моисей, стал заместителем командира отряда.

— Колчака хотели взять здесь, в Зиме, — рассказывает Яков Давыдович. — Думали снять с поезда да и расстрелять. Но из Иркутска пришла команда Колчака: не трогать. Тогда командир партизанского отряда Новокшонов посадил в тамбур вагона поезда, которым следовал Колчак, своего партизана. Он и охранял Колчака до Иркутска. А теперь этому врагу российского народа памятник поставили — совести нет у людей, которые это сделали.

С установлением советской власти молельный дом субботников в Зиме был закрыт. Соблюдать субботу тоже стало сложно.

— Работали в субботу — против системы же не пойдешь,
— говорит Яков Пятигорский. — По дому, правда, ничего не делали, а по службе... деваться было некуда. Я всю жизнь отдал спорту. Был тренером по хоккею с мячом и по футболу. В 1966 году наша команда стала чемпионом области — обыграли всех от Слюдянки до Тайшета. Хотя в советское время было сложно соблюдать традиции, но мы старались: в субботу не хоронили и на кладбище не ходили. Новый год всегда отмечали в сентябре, а родительский день в июле. Кладбище у нас отдельное — еврейское. Там чисто, прибрано, есть сторож.

Могут ли субботники уехать в Израиль

В последнее время из Зимы в адрес Еврейского агентства стало поступать много прошений о репатриации. И в июне прошлого года в сибирский город была направлена специальная комиссия. Представитель Еврейского агентства, посланник Еврейского агентства в Израиле и представитель Конгресса еврейских религиозных общин, вооружившись кинокамерой, направились в Зиму с целью выяснить, какое отношение субботники имеют к иудаизму и как они соблюдают иудейские традиции.

Какие выводы сделало Еврейское агентство, Ирахмиэлю Немзеру, участнику экспедиции, неизвестно. Однако с точки зрения религиозного закона доказать принадлежность субботников к иудаизму не представляется возможным.

— Мы собрали свидетельства стариков, осмотрели молельный дом и кладбище, сняли о жизни субботников целый фильм, который отправили в Москву. Но ни одного атрибута еврейской культуры мы в Зиме так и не нашли,
— говорит Немзер. — Ни брачных контрактов, ни писем о разводах, ни молитвенников — ничего. Старики рассказывали, что это все было, но исчезло в советское время. Единственное свидетельство тому, что зиминские субботники имеют какое-то отношение к евреям, — это их захоронения на еврейском кладбище.

По словам Ирахмиэля Немзера, всего в Иркутской области насчитывается около 7000 субботников (или тех, кто себя к ним причисляет). В основном фамилии у этих людей — Шишлянниковы и Потаповы.