Владимир Пивоваров из любого сделает чучело

За двадцать лет иркутский таксидермист успел увековечить не только тысячи диких животных, но еще и домашнюю кошку, кавказскую овчарку и крокодила

У Владимира Степановича Пивоварова редчайшая профессия. Он таксидермист — тот, кто изготавливает чучела животных, птиц и рыб. Таких специалистов немного в Иркутской области, не так уж легко освоить подобное мастерство. Тем более что работа сибирского таксидермиста уникальна: если в Европе или в Америке над производством одного чучела работают целые предприятия, то в Иркутске весь процесс от выделки шкуры до раскрашивания глаз выполняет один таксидермист. Чучела Пивоварова используются в качестве музейных экспонатов и наглядных пособий для студентов охотоведческих факультетов. Работает таксидермист и на заказ: навсегда увековеченные животные или ковры из шкур диких животных, украшающие дома, офисы и дачи, в последние годы все больше входят в моду.

Белка по рупь девяносто
В советские годы Владимир Пивоваров работал на зоокомбинате, изготавливал по спецзаказу чучела белок, которые в то время продавали в магазинах за 23 рубля 80 копеек. За одно чучело таксидермист получал тогда 1 рубль 90 копеек.
Когда началась перестройка и предприятие развалилось, Пивоваров ушел на вольные хлеба. В 1998 году его пригласили в мастерскую охотоведческого факультета сельскохозяйственного института. За свой трудовой стаж Владимир Степанович успел изготовить чучела практически всех диких животных, птиц и рыб, обитающих на территории России.
Техника работы у него особая: все делает сам, с помощью обыкновенных столярных инструментов. Например, глаза волкам вручную раскрашивает обыкновенными масляными красками.
— За рубежом таксидермист может заказать любую часть тела зверя на предприятии: стеклянные глаза, силиконовые языки, любые когти, зубы. Можно по специальному каталогу выбрать позу и форму чучела, — рассказывает иркутский мастер. — У нас же чучела изготавливается по старинке: рога, зубы, когти настоящие, закрепляется все это с помощью обыкновенной железной проволоки подручными инструментами.
Пивоваров рассказывает, как однажды, еще в советские времена, в Иркутск приехал таксидермист из Канады. Он попросил, чтобы ему показали здешних умельцев.
— Наша мастерская представляла в то время жалкое зрелище: черные окна, обваливающийся потолок, грязь, показать ее иностранцу постеснялись. Тогда канадец пригласил нас посмотреть на мастерские у себя на родине. 22 гектара владений, гаражи, машины — таким оказалось состояние рядового таксидермиста, который зарабатывает на жизнь, изготавливая всего 4—5 чучел в год! А у нас в цеху был в то время план — 150 белок в месяц на одного мастера, и зарплата — 2 рубля вместе с премией.
От канарейки до камчатского лося
Советские годы прошли, но работа иркутского таксидермиста и по нынешним меркам не стала более оплачиваемой. Несмотря на то что чучела волков, медведей и изюбров пользуются достаточным спросом у хорошо обеспеченных жителей области, Пивоваров получает за свою работу в десятки раз меньше той суммы, по которой потом это чучело продают спекулянты.
Сейчас на рабочем столе в мастерской таксидермиста — большая, еще не до конца выделанная шкура медведя с головой. Через месяц стараниями таксидермиста она превратится в натуральный ковер. Это самая кропотливая работа: выделать, обработать, привести шкуру в надлежащий вид. Поэтому и времени на шкуру уходит даже больше, чем на чучело.
Но не только охотники приносят и заказывают у Пивоварова чучела. Например, несколько лет назад один иркутский журналист принес скончавшегося черного кота — любимца семьи, с пожеланием сделать из него чучело. Была и кавказская овчарка, и даже крокодил, который жил и скончался в одной иркутской квартире. Зимой от холода умерла одна из маленьких канареек в мастерской таксидермиста. Владимир Степанович не преминул и ее увековечить: работа получилась почти ювелирной, всего несколько сантиметров в длину.
Много у Пивоварова чучел лосей, изюбров, кабарги, оленей. Не так давно охотник привез с Камчатки лося, самого крупного в мире, и подарил иркутскому таксидермисту. Делал Пивоваров и чучела байкальской нерпы для Лимнологического музея. Самые ценные произведения — чучела соболя и кабарги, которого в мире осталось не так уж много. А не так давно Пивоварову принесли редкую породу сокола, которую изъяли у браконьеров при попытке переправить птиц, пойманных в нашей области, в Арабские Эмираты.
Настоящее чучело должно быть устрашающим
Самая главная цель таксидермиста — сделать такое чучело, которое невозможно отличить от живого оригинала.
— Надо придать нужную форму, сохранить натуральный оскал, взгляд, — рассказывает Владимир Пивоваров. — Чтобы животное было похоже на себя в жизни.
Однажды мастеру заказали чучело сидячего волка. Для того чтобы оживить стеклянный взгляд зверя, таксидермист взялся за масляные краски. Подобрал цвета, просверлил зрачки, старательно все разукрасил. Состоятельный заказчик пришел за чучелом, открыл дверь в мастерскую и отскочил в сторону. Испугался. А потом забрал волка и посадил его у себя в кабинете, прямо рядом с рабочим столом, взглядом к входящему. После этого лишний раз к нему в кабинет никто не заходил.
Овладеть профессией таксидермиста сейчас тяжело: зверокомбинатов больше нет, а навыки можно освоить только в процессе совместной работы. Остается передать мастерство по наследству. Но учить своих сыновей этому мастерству Пивоваров не спешит: таксидермия — вредное для здоровья дело. Работать приходится с химикатами, клеями, красками, а все это отнюдь не положительно сказывается на состоянии здоровья.
Владимир Степанович с надеждой просматривает профессиональные каталоги, присланные ему известным питерским таксидермистом, изготавливающим чучела для кабинетов политиков и прочих высокопоставленных персон. Может, и у нас в Сибири, мечтает Пивоваров, это ремесло когда-нибудь станет столь развитым и хорошо оплачиваемым.
PS. В рамках традиционной выставки "Охота и рыболовство", которая состоится в "Сибэкспоцентре 24—27 мая, пройдет конкурс на лучшее таксидермическое изделие. Предполагается участие лучших таксидермистов региона.
Отвечая на вопрос нашего корреспондента о возможном участии в выставке, Владимир Пивоваров, неоднократный, кстати, призер различных региональных профессиональных конкурсов, посетовал на трудности с доставкой экспонатов на выставку. "На себе я лося, что ли, потащу", — заметил он.
Однако, как нам сообщили организаторы выставки, они готовы предоставить машину участникам конкурса таксидермистов для доставки их экспонатов в Сибэкспоцентр. Более того, заместитель главы администрации области Георгий Трифонов обратился в главам районных администраций с просьбой оказать содействие таксидермистам, которые изъявили желание участвовать в выставке, но испытывают сложности с доставкой экспонатов в Иркутск.