Кругобайкальский тракт

Исключительно важное значение для Сибири имел главный сибирский почтовый тракт, решение о строительстве которого было принято на основании Указа Сената 16 марта 1733 года "О проведении самого длинного тракта в мире, соединившего не только европейскую часть России, но и всю Европу с Азией и Китаем". За многовековую историю он носил название Главного, Большого, Сибирского и Московского тракта. Главный сибирский тракт заканчивался в Иркутске.

На запад и восток
Установление более совершенного сообщения с Забайкальем было жизненно важно для развития края. Летом и зимой связь осуществлялась через Байкал, но осенью и весной она была крайне неустойчивой, а то и просто прекращалась.
Судоходство также не гарантировало удобного и безопасного сообщения по озеру. Редкий год обходился без гибели судов и грузов. В 1781 году в правительстве обсуждался вопрос о прокладке новых путей вокруг Байкала.
В течение 80—90-х годов велись поиски более удобной трассы. Наконец, в 1796 году начались работы по строительству Кругоморского (Кругобайкальского) тракта. Для этих целей выделялось до 22 тысяч рублей в год. Руководил строительством землемер Дедов. На строительстве тракта работало до 200 ссыльных.
Начинался тракт от Иркутска. Реку Ангару переезжали на баркасе Троицкого придела около Троицкой церкви. Кругобайкальский тракт прошел вдоль реки Иркут через наиболее обжитые селения (Смоленское, Веденское, Мотское) и тайгой через прибайкакльские горы к южному побережью Байкала у села Култушного. От него дорога поворачивала на юг в Монголию.
Уже в конце 1801 года по новой дороге прошли первые обозы. "15 декабря 1823 года от Иркутска до Култука считают 93 версты от города. Перемена первых лошадей в слободке Веденщине за 25 верст от города. Затем Мотское, а через 20 верст — Кругосланское. Потом идут до Култука", — писал путешественник Алексей Мартос. До Култука добирались трудно. "Ямщики не соглашались брать. Дорога гористая, трудная. Лишь написав квитанцию на почтовых лошадях, добирался я до Веденщины", — пишет другой путешественник, Всеволод Вагин, в путевых заметках "С берегов Байкала". И далее "почтовые лошади содержатся очень дорого, по 1280 рублей за пару, на ближние станции — по 450—480 рублей".
За сохранение тракта отвечали крестьяне притрактовых сел. Необходимый ремонт тракта спешили сделать до начала пахоты. Ранней весной исправляли гати на болотах, ремонтировали или строили новые мосты, копали и подвозили грунт для засыпки колдобин. Заболоченные участки укладывали хворостом, на него кидали землю и, как слоенный пирог, в несколько пластов поднимали нижние места дороги.
Дорога всероссийского значения
В 1803 году Сенатом принимается Постановление "О лучшем, удобнейшем устройстве сухопутной дороги вокруг Байкала". Началом этой дороги была использована существующая — от Иркутска до Култука, а далее предстояло построить участок от селения Култукского до Посольского монастыря протяженностью 211 верст (1 верста — 1,07 км). Строительство этого участка началось в 1861 году.
Дорога прокладывалась в основном берегом, чтобы преодолеть скальные прижимы, поворачивала в распадки, а затем склонами поднималась наверх, огибала горные выступы, спускалась снова к берегу. Одновременно с дорогой строились помещения 12 почтовых станций.
Летом 1863 года большим наводнением на Иркуте значительно разрушился участок тракта между селами Смоленщиной и Веденщиной. Были уничтожены почти полностью 15 верст полотна дороги рядом с рекой и размыты мосты. Этот участок дороги решено было не ремонтировать.
Новая почтовая дорога прошла по существующей проселочной дороге, минуя Смоленское и Веденское селения, выходя прямо на Мотскую станцию.
Первую станцию от Иркутска взамен существующей Веденской рекомендовалось открыть в селе Ольхинском. Новая дорога сокращала расстояние между Иркутском и Мотской станцией на 7 верст. От Иркутской до Ольхинской станции было 18 верст, а от Ольхинской до Мотской — 19 верст. Это исключало разрушение дороги водами Иркута, и дорога пролегала по твердому каменистому грунту. От Олхинской до Мотской станции дорога была проселочной. Она шла по удобным грунтам, песок и гравий находились рядом, крестьянские пашни и выгоны не затрагивались. Дорога была удобна еще и тем, что находилась рядом с рекой Иркут и можно было плодотворно использовать натуральную повинность населения иркутского округа. Эта дорога устраивала и почтовое ведомство Восточной Сибири.
Однако новая дорога использовалась недолго, так как давно сложившийся путь проходил через три населенных пункта, а новое направление лишало население хорошо отлаженных транспортных связей. Тракт вдоль Иркута постепенно был восстановлен с участием населения.
Строительство участка Восточно-Сибирской железной дороги в XX веке значительно ускорило и облегчило грузо- и пассажироперевозки, но не уменьшило значение Кругобайкальского (Култукского) тракта.
В настоящее время старый участок Кругобайкальского тракта активно используется для транспортного сообщения жителями городов Иркутска и Шелехова, сел Смоленщина, Баклаши, Веденщина. По тракту проходит маршрут междугороднего пассажирского автобуса, а далее через поселок Чистые Ключи дорога выходит на Култукский тракт, который является транспортной артерией российского значения.