"Ты один не умывался, и грязнулею остался..."

Навыки опрятности прививаются в раннем-раннем детстве

Опрятность и аккуратность, безусловно, не так важны, как нравственные и моральные качества личности. Но все же ухоженный человек вызывает больше симпатий, чем неряшливый, по крайней мере на первом этапе знакомства. И приучать детей к гигиене следует с самого младенчества. Прежде всего личным примером.

Приучать к чистоте следует активно
Недавно где-то мимоходом я вычитала любопытную мысль: черная полоса под ногтями незаметно переходит в черную полосу в жизни. Простенько, но мудро. Из чего можно вывести целую формулу: опрятность и любовь к себе рождают ухоженность, а ухоженность рождает успешность. Таким образом, приучая своих детей к порядку, мы закладываем фундамент их благополучия во взрослой жизни.
Аккуратности и привычке заботиться о себе физически детей надобно обучать еще раньше, чем чтению. Иначе потом будет поздно: неряшливость — процесс необратимый. Причем приучать к чистоте малышей следует активно, не полагаясь на то, что они как-нибудь сами, глядя на родителей, всему научатся.
Привожу простой пример из жизни. В одной благополучной семье рос мальчик. Родители его любили, но особо им не занимались, полагаясь на естественный ход событий. В полгода малыш, как и положено, научился сидеть, в год — ходить, а в четыре даже знал буквы. Но чистить зубы он начал только в выпускном классе... До 16 лет у него не было личной зубной щетки. Никто ему этот простой предмет гигиены не покупал и не объяснял, как им пользоваться.
Мальчик вырос, возмужал и женился. У него тоже родился мальчик. И папа повторил ту же схему: его девятилетний (!) ребенок не приучен умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, стричь ногти, менять трусы и носки чаще чем раз в неделю. Этот папа пошел по принципу подражания своим родителям и повторил все недостатки воспитания уже со своим ребенком.
А вот сестра этого мальчика, более внимательная к быту других людей, понимала, что многое в ее воспитании родители опускают. Тогда она занялась самообразованием, гигиеническим в том числе. Она построила всю свою жизнь наперекор привычному укладу жизни родителей. И ее дочь с трех лет без напоминаний и капризов чистит зубы, с удовольствием купается каждый день — в общем, совершает все положенные нормальному человеку гигиенические процедуры. Но девушка жила от противного, а большинство детей все же практически полностью повторяют сценарий жизни своей семьи.
Из этого нехитрого житейского примера можно сделать два вывода. Дети, особенно маленькие, не умеющие судить и сравнивать, слепо подражают своим любимым папам и мамам. Так что небритый папа и мама в дежурном мятом халате — не лучший пример для подражания. Но и родители-аккуратисты рискуют воспитать "нечистых трубочистов", если не будут уделять детям достаточно внимания.
"Водичка, водичка, умой мое личико..."
Приучать малыша быть чистым можно с самых первых дней рождения. Не допускайте, чтобы ребенок долго оставался мокреньким, не передерживайте его в уже тяжелых от влаги памперсах. Многие матери после заживления пупка перестают гладить пеленки. Процедура это утомительная, монотонная, но младенец и выглядит красивее в выглаженных вещичках, и наверняка ему самому приятнее быть закутанным в свежевыглаженную пеленку. Он уже начинает привыкать к тому, что выглаженные вещи доставляют больше приятных тактильных ощущений, эта привычка войдет и во взрослую жизнь.
С чего начинается утро каждого из нас? С умывания. Нуждается в этом и ребенок. Прохладная водичка бодрит, а потом начинает и веселить. Мыть личико и ручки следует и до еды, и после, приговаривая детские потешки типа "Водичка, водичка, умой мое личико", "Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок".
Считается, что после полугода детей ежедневно можно не купать. Почему? Ведь практически все люди принимают душ перед сном. Купание малышу не может повредить, а вот пользы и удовольствия от него немало. В воду можно добавлять пену для купания или отвары трав, полезные для чувствительной детской кожи (например, отвар череды) и нервной системы (успокоительные сборы, в которых нуждаются легковозбудимые дети). Некоторые родители с удовольствием купаются вместе с ребенком, и эти водные баталии надолго запоминаются обоим.
Приучать к зубной щетке малышей рекомендуют с трех лет. А до этих пор можно после каждого приема пищи протирать ротик смоченным ватным тампоном.
Все эти нехитрые процедуры приучат и даже привяжут ребенка к комфортному ощущению физической чистоты.
Не заиграйтесь в детство и не предъявляйте чрезмерных требований
Маленькие дети очень активны и хотят делать то же, что и взрослые. И потому ранний возраст — самое благодарное время для того, чтобы воспитывать ребенка так, чтобы после не пришлось перевоспитывать. Но заигравшись в младенчество ("Ты еще маленький, давай мама все сделает"), родители могут слишком долго делать за ребенка то, что ему уже вполне по силам. Но и в стремлении успеть привить самое важное мамы и папы не должны предъявлять ребенку непосильные требования.
До года большинство родителей начинают приучать детей к горшку, а также пытаются научить пить из кружки и есть ложкой. Знаменитая проблема горшка обсуждается в прессе часто, неоднократно писала о ней и наша газета. Каждый родитель сам для себя выбирает, в каком возрасте начинать высаживать сынишку или дочку на горшок. Но если дело почему-то не пошло и горшок вызывает страх, ужас или стойкое неприятие — спрячьте его недели на две-три, а потом попробуйте снова. Почти все дети к полутора, а тем более к двум годам уже умеют контролировать процесс мочеиспускания и сами просятся на горшок.
Осваивать кружку малыш начинает, когда уже умеет самостоятельно сидеть (в 6—8 месяцев). Тут главное не перехватить инициативу. Не поите его сами — привыкнет, лучше придерживайте чашку. И не ругайте за пролитый сок, а также за крошки (это касается еды ложкой). Освоить ложку ребенку труднее из-за слабой пока координации движений. Процесс этот требует жертв от родителей — пол вокруг обеденного стола после малыша напоминает скотобазу. А что делать?
Приучать ребенка убирать на место игрушки вполне можно с 10—14 месяцев, лучше с помощью игровых приемов. Кукол уложить спать, машинки закатить в гараж, зайчика в кроватку, кубики на свою полочку — отдыхать. С одной стороны, это увлекательная игра для ребенка, которая может стать традиционным завершением дня и подготовкой ко сну, с другой — приучение к порядку в своей комнате.
С малых лет детей следует приучать и к делению одежды на праздничную, повседневную и рабочую. Ребенок должен чувствовать торжественность случаев, при которых надевают праздничную одежду. Это прививает ему навыки поведения в разных ситуациях. В отличие от повседневной одежды, в которой ребенка приучают к опрятности, рабочую надевают для активных игр и труда — ее ребенок может намочить или испачкать.
К двум годам малыш овладевает уже простейшими навыками самообслуживания. Но следует знать, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или дает поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результат его не замечает.
Понимание цели того или иного действия складывается только к концу раннего возраста. Третий год — это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребенок начинает понимать слова "труд", "работа".
Не делайте из чистоты культа и мании
Самая главная опасность, подстерегающая усердного родителя в нелегком деле воспитания, — перестараться. Это когда квартира содержится почти в больничной стерильности, чистота становится чуть ли не смыслом жизни, а родитель брезглив до болезненности. И дети, вышколенные чрезмерной требовательностью матери или отца, настолько боятся запачкаться, что не строят замки из песка, не лепят из пластилина, не рисуют красками. Бедные ребятишки становятся заложникам родительской мании, у них совершенно атрофируются жажда исследования и творчества, любознательность и живость характера. Не ставьте в зависимость от аккуратности эмоциональное и познавательное развитие ребенка.