Поджигателей стало больше

Все чаще пожарные дознаватели находят на пепелищах следы рукотворного происхождения пожара

Каждый год в Иркутской области огонь убивает более четырехсот людей (конкретно в прошлом году — 412 жертв). В этом году всего за два месяца погибло уже более 100 человек. Ущерб, наносимый пожарами, исчисляется десятками миллионов. И очень часто бойцы службы 01 находят на пепелище явные или косвенные следы работы поджигателей.

Народные мстители
По словам начальника отдела дознания противопожарной службы области Юрия Козлова, человека, который отдал десятки лет борьбе с огнем, характер среднестатистического поджигателя трансформируется вместе с изменениями в российском обществе.
— В 70—80-е годы очень часто горели склады, оптовые базы, причем обычно накануне ревизии, — вспоминает Юрий Михайлович, — но тогда виновного в поджоге чаще всего удавалось быстро вывести на чистую воду. Кому выгодно, того и тряси. За последние полтора десятка лет ситуация сильно изменилась и в числе погорельцев чаще всего оказываются коммерсанты, а мотивом поджога — банальная месть или проделки конкурентов. Из 25 зарегистрированных с начала 2005 года поджогов чаще всего горели торговые киоски и павильоны. Красного петуха запускают в основном "народные мстители", которым не дали в долг бутылку водки. Жгут чужое добро и бандиты, не получившие дань. Да и методика поджога уже не та. Не сыскать больше сложных систем с часовым механизмом. Банальная бутылка бензина, спички — и всего делов.
Активно горят конторы предприятий, где долгое время не выплачивают зарплату. Отчаявшись вырвать причитающееся, работники, глядя на пламя, получают если не финансовое, то хотя бы моральное удовлетворение. Часто горят обворованные квартиры и дачи, тогда в сводках указывается: поджог с целью сокрытия следов преступления. Юрий Михайлович назвал несколько запомнившихся ему случаев, когда огонь был взлелеян недоброй рукой поджигателя.
— Несколько лет назад, — вспоминает главный дознаватель, — на Зиминском гидролизном заводе сгорел кабинет сбыта готовой продукции. Тогда в пепел превратились практически все документы, в которых регистрировалось количество отгруженного покупателям спирта. Опасаясь сигнализации, поджигатели не полезли в окно, а продолбили кирпичную стену и через шланг влили в помещение бензин... Позже эксперты нашли неподалеку канистру и воронку со следами горючего. Подобным образом сожгли магазин по улице Мухиной в Иркутске, правда, жидкое топливо просто плеснули под дверь.
А в глазах у них — огонь
Особая категория поджигателей — так называемые пироманы, то есть люди с патологической страстью к поджогу. Таким не важно, что поджигать, лишь бы горело поярче. Как рассказывают пожарные, такого рода личности обычно не убегают с места пожара, не прячутся, а наоборот, сами принимают активное участие в тушении пламени, пытаются даже руководить. Вероятно, им нужно хоть на короткое время почувствовать себя нужными и побыть в центре внимания. Именно такой человек орудовал в Казачинско-Ленском районе. Там в 1996 году с завидным постоянством горели здания госучреждений. Сводка пожаров выглядела как статистика боевых действий. Тогда в поселке Магистральном за одну неделю подожгли прокуратуру, суд, здание ДОСААФ, клуб, магазин и несколько жилых домов. Неподалеку, в селе Карам, подожгли школу, в Казачинском — родильное отделение Центральной районной больницы. Виновник этих пожаров был установлен только через полгода. Им оказался психически больной мужчина.
Дурной пример, как известно, заразителен, и вскоре милиции удалось отловить малолеток, подозреваемых в поджоге колхозного овощехранилища, которых вначале подозревали и в других поджогах, но следствие установило, что они не причастны к массовому уничтожению административных зданий. Вскоре там же, в Казачинско-Ленском районе, сыщики сковали наручниками рабочего леспромхоза, который позже получил срок за поджог здания администрации в одном из сел, гаража родного предприятия и магазина. Свой поступок рабочий объяснил желанием отомстить за какую-то несправедливость, но, по всей вероятности, и с головой у него было далеко не все в порядке.
Нашелся свой поджигатель и на Иркутском авиазаводе. В конце 90-х годов прошлого века один из рабочих регулярно поджигал склады в разных цехах предприятия, но за расследование взялись спецслужбы, и виновник вскоре получил место на казенных нарах.
Сейчас пожарные как могут стараются вести профилактическую работу и в среде потенциальных поджигателей. Список людей с патологическим влечением к огню регулярно пополняется новыми фамилиями. Но гарантировать, что все пироманы рано или поздно попадутся, конечно, нельзя. Слишком уж сложно вести расследование на пепелище, да и доказать, что имел место именно поджог, а не обычная безалаберность, иногда невозможно. Тем не менее в 2004 году нескольких поджигателей — мстителей и пироманов — суд признал виновными со всеми вытекающими последствиями. Продолжается следствие по поджогам киосков Иркутскпечати, которые в прошлом году горели с завидной регулярностью. После небольшого затишья, на днях киоски этой организации вновь запылали.
Как говорит глава отдела дознания, гарантированно защититься от поджигателей невозможно. Можно, однако, свести ущерб, нанесенный огнем к минимуму, наняв сторожа или установив хотя бы примитивную пожарную сигнализацию, а еще лучше — автоматическую систему пожаротушения. Страховка тоже не помешает. Поговорка "скупой платит дважды" в этом случае особенно актуальна.