По льду Байкала пройдет грандиозная гонка

Участники "Экспедиции трофи" мечтают войти в Книгу рекордов Гиннесса

В 2005 году в России впервые пройдет международный транс-континентальный автопробег — соревнование "Экспедиция трофи". 33 команды стартуют в Мурманске. За две недели им нужно проехать 14 крупнейших городов страны, в том числе и Иркутск. В нашем краю участникам "Экспедиции трофи" предстоит покорить лед Байкала. Победители станут известны во Владивостоке. Призовой фонд гонки — 15 килограммов чистого золота.

Гонка проводится в несколько этапов и включает элементы технического бездорожья, ориентирования на местности и преодоление спецучастков. Старт намечен на утро 23 февраля, путь автогонки пролегает от маяка Мурманска до маяка Владивостока. Гонка пройдет через 14 крупнейших городов России — Мурманск, Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток — с общим населением более 25 млн человек. Финиш состоится в Международный женский день 8 Марта во Владивостоке.
Стартовать будут 33 команды. По условиям гонки одна команда состоит из пяти мужчин и одной женщины, причем они обязательно должны стартовать в Мурманске на двух автомашинах и финишировать во Владивостоке на этих же машинах и в таком же составе. Предусматривается замена одного участника команды на резервную участницу гонки, которая будет следовать по этому же маршруту в "оранжевом поезде мечты". Отбор участников уже идет по всей стране. Заявки подали спортивные клубы России и зарубежных стран. Состав участников впечатляет.
Гонка будет идти на серьезных машинах — полноприводных внедорожниках, причем они должны быть оборудованы в соответствии с требованиями организаторов всеми системами выживания в условиях полного экстрима зимних автодорог России. На протяжении всего маршрута организовано семь этапов, один из которых пройдет по льду озера Байкал.
В Иркутск прибудет только 14 экипажей "Экспедиции трофи", остальные отсеются в ходе гонки и специальных заданий. Этап гонки Иркутск — Хабаровск станет одним из самых зрелищных в "Экспедиции трофи".
На Байкале будет организован лагерь "Экспедиции трофи", в котором соберутся все участники гонки и пассажиры "Оранжевого поезда". Ожидается ледовый карнавал и ночевка в чум-стойбище. Ранним утром будет дан грандиозный старт оставшимся 14 командам гонки. Команды должны будут пройти ледовым маршрутом по Байкалу, выйти на береговую линию и, не останавливаясь, устремиться к финишу этапа — Хабаровску. Половина из тех, кто примет старт на Байкале, сможет продолжить маршрут только в качестве зрителей. Дорога по льду Байкала никому не покажется легкой. Только семерым командам, первыми пришедшим к финишу, будет дан старт на заключительной части гонки "Экспедиция трофи".
За участок "Экспедиции трофи" по льду Байкала отвечает Александр Бурмейстер, президент Лиги байкальских ледовых капитанов. Александр Бурмейстер — личность в Иркутске известная, не только как представитель редчайшей профессии "ледовый капитан", но еще и как кинодокументалист. В ноябре его фильм про спасенного нерпенка Зайку ("Пишу тебе с Байкала") завоевал Гран-при на фестивале "Рыбий глаз" в Японии.
В 1969 году отец Александра, Александр Юрьевич Бурмейстер, попал в сложную ледовую обстановку на Байкале, но выжил сам и вывел живыми и невредимыми других людей. С этого момента он начал систематически изучать ледовую навигацию северной и средней частей озера Байкал. Эти наблюдения позволили создать специальную научную и практическую систему возможности безопасного проезда по замерзшей поверхности озера легкой техники и тяжелых грузовых колонн автомашин. Два года назад Александра Юрьевича не стало, но два сына, Александр и Андрей, продолжают дело отца.
Решено, что Лига байкальских ледовых капитанов будет названа в честь ее основателя А.Ю.Бурмейстера. Сегодня старший сын Александр Александрович — президент лиги. Капитаны проводят пять ледовых байкальских экспедиций в год и знают лед Байкала профессионально. О лиге и ее работе кинодокументалисты России сняли фильм "Ледовые капитаны Байкала". Фильм принимал участие в международном кинофестивале "Человек и природа", который проходил в этом году в Иркутске. Многие Иркутяне участвовали в дневных автопробегах Листвянка — Танхой, которые по выходным для всех желающих проводила Лига байкальских ледовых капитанов на мартовском льду. Именно этими специфическими ледовыми знаниями лиги и намерены воспользоваться организаторы гонки "Экспедиция трофи"...
— Моя задача — отвечать за безопасность на льду Байкала, — поясняет ледовый капитан Александр Бурмейстер. — По многим приметам в первых числах марта, на момент начала соревнований, на Байкале толщина льда составит 50—60 сантиметров. Это совершенно безопасно для проведения такого мероприятия. Я пока не могу сказать, в каком месте конкретно гонка пересечет Байкал, поскольку это станет известно после того, как мы наметим ледовый путь, а он зависит от множества природных факторов. По нашим прогнозам 2005 году Байкал встанет в конце января, тогда и будет разведан ледовый путь. Участники "Экспедиции трофи" проведут на нашем озере менее суток.
На всем пути от Мурманска до Владивостока гонку будет сопровождать оранжевый поезд мечты "Экспедиция", где разместится мобильный штаб, пресс-центр, 30 резервных участниц гонки, журналисты и звезды эстрады. Приезд оранжевого поезда обещает стать событием для городов, где "Экспедиция трофи" будет делать промежуточные остановки. А сама гонка, по заявлению организаторов, станет самым необычным приключением начала века, поскольку пересечь Россию с северо-запада на юго-восток по заснеженным дорогам за такой короткий временной промежуток с преодолением участков бездорожья, ориентирования и других обязательных заданий еще никому в мире не удавалось. Гонка длиною 12 000 км войдет в Книгу рекордов Гиннесса как самая экстремальная в мире.