Иркутская область теряет деревни

Баба Варя на двадцать лет продлила срок жизни Ивановки

Когда-то Ивановка была большим поселком на 250 дворов. К 1982 году здесь осталось всего две семьи, а в марте 2002-го умерла последняя жительница деревни. В ноябре 2004 года не стало и самой Ивановки. Деревня попала в список населенных пунктов области, подлежащих упразднению. В последние дни жизни Ивановки здесь побывали журналисты "СМ Номер один".

Ивановка славилась сенокосом и танцами
Когда-то здесь был один из самых процветающих в Заларинском районе поселок на 250 дворов. Место это считалось особенно благодатным. По осени в Ивановку ездили косить траву жители всех близлежащих деревень. После сбора урожая в просторном клубе ивановцы устраивали танцы. На праздник тянулись жители соседних с Ивановкой деревень — Моисеевки и Танги.
— На ивановской земле самый богатый покос был, да и гуляли здесь веселее, чем в округе, — вспоминает житель Моисеевки Раис Ахмундинов. — Вроде и недавно все это было, да только не осталось ничего...
Не успела поседеть еще голова татарина Раиса, и дорогу на Ивановку он может вспомнить с закрытыми глазами, только вот идти туда больше незачем...
{Пояснительная записка "О целесообразности упразднения участка Ивановка", составленная администрацией Заларинского района: "...в связи с тем, что участок Ивановка прекратил свое существование считаем целесообразным упразднить эту административно-территориальную единицу Моисеевской сельской администрации и исключить ее из учетных данных населенных пунктов Заларинского района..."}

Двадцать лет баба Варя жила в деревне одна
В смерти Ивановки старожилы винят начавшееся в середине семидесятых объединение деревень. Ивановку почему-то отдали в ведомство Моисеевской сельской администрации, притом что от Моисеевки до Ивановки целых 12 километров в гору по извилистой дороге. С середины семидесятых до 1982 года население деревни Ивановки сократилось до двух семей. А в 1982 году в деревне осталась всего одна жительница — баба Варя.
Шли годы. Опустевшие дома Ивановки ветшали и рушились. Более-менее дышал жизнью лишь большой и просторный дом Варвары Михайловны. Рядом стояла пустеющая ивановская средняя школа. А потом школа развалилась окончательно, оставив одиноко стоящую печную трубу. Ровно двадцать лет, с 1982-го по 2002 год благодатное когда-то место существовало благодаря лишь единственной своей жительнице.
Во время переписи населения до Ивановки добрались переписчики. Варвару Михайловну Ивкину занесли в отчетные бланки как единственную жительницу деревни. А через несколько месяцев, в марте 2002-го баба Варя умерла.
{Из пояснительной записки администрации Заларинского района: "...одна бабушка, которая проживала на этом участке после 1982 года, в марте 2002 года умерла. Предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социально-культурных учреждений, предприятий торговли и быта, коммунального хозяйства нет, разрушен жилой фонд. В перспективе дальнейшее заселение и развитие данного населенного пункта не планируется..."}
Мертвую деревню облюбовали лесозаготовители
После смерти бабы Вари в Ивановке остались единственный и порядком обветшалый деревянный дом с обрушившимися пристройками и рыжая кошка.
Дом пустовал недолго: его приглядели местные лесодельцы. Они рассказывают, что заметили одинокий дом издалека, когда ставили на реке рыболовные сети. Пришли, посмотрели: внутри он вроде обжит, но в нем никого нет. Недолго думая лесозаготовители устроили здесь пилораму.
Одичавшую кошку, которая после смерти бабы Вари осталась единственной живой душой в Ивановке, приручили не сразу: она и сейчас испуганно бегает около дома своей бывшей хозяйки и практически не берет еду из рук чужаков.
В лесу, в нескольких метрах от умершей деревни, расположено ивановское кладбище. Среди покосившихся крестов и памятников выделяется ухоженная могила последней и самой стойкой жительницы Ивановки — Варвары Михайловны. Иногда сюда приезжают родственники бабы Вари, которые и следят за могилой.
Как закрыть деревню?
Сгинувшая, мертвая (а если выражаться чиновничьим языком — упраздненная) Ивановка — не единственный стертый с карты Иркутской области населенный пункт. Сейчас в регионе существуют 34 заброшенные деревни. В пустых, холодных и брошенных, но родных поселках с завидных упрямством остаются старики. После них остаются черные покосившиеся и сгнившие постройки.
Если администрация района, где находится деревня, не видит перспектив возрождения или появления на месте умершего нового населенного пункта, заявление об его упразднении подается на рассмотрение Законодательного собрания области. И деревню упраздняют. Название деревеньки исчезает из документов и карт Иркутской области, словно ее никогда и не было.
Комментарий:
Александр Ведерников, начальник Главного территориального управления Иркутской области:
— В настоящее время на упразднение утверждены 13 населенных пунктов из 34. Как правило, все эти населенные пункты находятся в труднодоступных территориях семи районов Иркутской области, среди которых Заларинский, Зиминский, Качугский, Тайшетский, Жигаловский.
В процесс упразднения не входит снос оставшихся на территории участков построек. Названия деревень исчезнут из документов и дорожных карт Иркутской области. Указатели и названия деревень, оставшиеся близ этих участков, также будут убраны после вступления законопроекта об упразднении в силу.