Шайку подростков признали организованной преступной группой

Четверка несовершеннолетних отморозков совершала разбойные нападения на частных извозчиков

Редкий случай в практике Ленинского районного суда Иркутска: на скамье подсудимых оказались четверо членов организованной преступной группы 17, 16 и 15 лет. Шайка несовершеннолетних разбойников орудовала в микрорайоне Ново-Ленино зимой 2002 года. Безжалостные подростки не задумываясь убили двух водителей-частников, еще одному мужчине удалось убежать, но он остался инвалидом. Точку в похождениях налетчиков поставили оперативники областного управления по борьбе с организованной преступностью и уголовного розыска Ленинского РУВД. По причине недостижения подсудимыми совершеннолетия суд был вынужден ограничиться незначительными, по мнению милиционеров, сроками лишения свободы. Совсем чуть-чуть главарь и его главный соучастник недоросли до статьи 209 УК РФ ("Бандитизм").

Несладкая парочка
Роль организатора шайки следствие отводит 17-летнему Вадиму Азаренко, который к 2002 году уже освободился из воспитательной колонии для несовершеннолетних. Сидел Вадик за грабеж. Преступление, по оперативным данным, он совершил вместе со своим соседом по дому Владимиром Чиесовым. Ученикам параллельных классов давалась следующая характеристика:
"Скрытные, двуличные, состоят на профилактическом учете в ПДН, криминогенно активны".
Два сапога пара, с той лишь разницей, что Володя Чиесов рос в благополучной семье. Последнее обстоятельство, на взгляд оперативников УБОП, и послужило причиной того, что всю вину за грабеж Азаренко взял на себя (Чиесов проходил по делу свидетелем):
— В общем-то Азаренко "группа лиц" и не нужна была — все-таки отягчающее вину обстоятельство. На малолетку он уходил один, рассчитывая, что состоятельная семья Чиесовых будет прикармливать его в колонии (на свою родню Вадик не надеялся).
Нахватавшийся в колонии блатной романтики Азаренко на воле стал абсолютным авторитетом для дворовой шпаны. Чиесов тоже открыв рот слушал рассказы товарища про малолетку, правда каждый раз Вадик напоминал корешу, что тот у него в неоплатном долгу. Скорее всего, этот же козырь использовал Азаренко, когда подстрекал Чиесова к задуманным преступлениям.
Разговор о способе получения денег "на удовлетворение естественных потребностей и приобретение спиртных напитков" между Азаренко и Чиесовым состоялся в первых числах ноября 2002 года в подвале их общего дома N 231 по улице Баумана. Одна из подвальных кладовок давно была обжита подростками. Чиесов часто ночевал здесь, когда убегал из дома (предметом семейных скандалов были одни и те же проблемы: куда пропадают родительские деньги и с какой компанией водит дружбу непутевый сын). Постепенно в кладовке завелись матрасы, электроплитка, выстроилась длинная батарея из пустых бутылок. Впоследствии это помещение станет "штаб-квартирой" несовершеннолетних разбойников, но обо всем по порядку.
Первая жертва — любимая собака
Азаренко и Чиесов решили совершать разбойные нападения на частных извозчиков. У Вадика имелись знакомые в автосервисе, так что проблема со сбытом похищенных автомобилей даже не обсуждалась, злоумышленники задумались о другом. Они прекрасно понимали, что далеко не каждый водитель посадит их в машину (рожами не вышли), нужен был отвлекающий фактор. Тут и вспомнили злоумышленники про смазливого и чрезмерно худого 15-летнего Сашу Кабанова, который жил в их доме и уже давно тянулся за старшаками.
Домой к Кабанову Чиесов и Азаренко отправились тем же вечером. Они позвали пацана в подвал, предложили отхлебнуть пива и посвятили его в свои преступные планы:
— Ты все говорил, что не слабак, докажи на деле... Голосовать на дороге будешь ты, тогда ни один дурак не догадается, что мы банда.
Там же, в подвале, Азаренко показал будущим подельникам обрез охотничьего ружья 16-го калибра, купленный накануне у неустановленного следствием лица, а также обрез воздушки, переделанный в огнестрельное оружие.
— Азаренко вообще отличается страстью к изобретательству, — рассказывает оперуполномоченный УБОП. — Впоследствии мы изъяли у него самодельную бомбочку, которую он изготовил из подручных материалов: газового баллончика от сифона, пороха, зажигательной массы спичек, дроби, фрагмента гвоздя или проволоки. Экспертиза признала самоделку взрывным устройством, обладающим осколочным поражающим действием. Пригодным для стрельбы баллисты признали и переделанный им обрез пневматического ружья. Азаренко снабдил воздушку металлическим бойком и расточил канал ствола под строительный патрон и стрельбу картечью.
Оружие подростки проверили здесь же, в подвале... на собаке, которая уже лет пять жила в семье Кабановых.
— Ничего-ничего, собачье мясо от тубика полезно, — сказал тогда Азаренко. Он направил дуло обреза на пса и нажал на спусковой крючок. Четвероногого друга тут же разделали, приготовили и употребили. Так называемый психологический барьер первого убийства живодерами был преодолен, потом им ничего не будет стоить выстрелить и в человека...
Первое нападение бандиты совершат 8 ноября.
"Не убивайте, у меня дочка только что родилась"
Вечером злоумышленники еще раз встретились в кладовке подвала и четко обговорили план преступления: машину останавливает Кабанов, Чиесов и Азаренко садятся сзади, в случае сопротивления главарь стреляет в водителя из обреза.
Троица отправилась на остановку общественного транспорта "Автостанция", расположенную в конце улицы Розы Люксембург. Первой жертвой несовершеннолетних бандитов стал водитель ГАЗ-31029.
— Здрасьте, не подбросите, тут недалеко? — спросил Кабанов.
Водитель "Волги" согласно кивнул и повез парней на остановку "Горка" (окраина Ново-Ленино). Когда машина остановилась у ворот здания "Вторма-Байкал", сзади раздалась команда:
— Дяденька, руками в потолок упритесь, — Азаренко вытащил из рукава куртки обрез и нацелил его на водителя.
В карманах жертвы нападения Кабанов нашарил 150 рублей и пневматический пистолет, похожий на ПМ.
— Мужики...
— Молчи, поехали на тракт в сторону Ангарска.
Остановить машину разбойники велели в полукилометре от указателя "Батарейная — 1 км":
— Вылазь из машины и куртку сними...
Заведя свою жертву в лес, преступники заставили мужчину встать на колени, чтобы связать его. Но тут оказалось, что Чиесов забыл веревку, Азаренко это взбесило, между подростками произошла ссора.
— Пацаны, не убивайте, заберите машину, никуда я отсюда не денусь, в куртке еще четыре сотни лежит, — взмолился мужчина. — У меня дочка только что родилась...
Вместо ответа Азаренко приставил к голове жертвы обрез и выстрелил. Чиесов от страха зажмурился, главарь же хладнокровно перезарядил оружие и опять выстрелил в затылок лежащего. С ног убитого преступники сняли ботинки (в них Кабанов проходит всю зиму), наспех забросали тело снегом и пошли к машине.
За рулем "Волги" уже сидел Кабанов. Сказался недостаток водительского опыта, помноженный на страх, — машину занесло и выбросило в кювет в пяти километрах от Ново-Ленино.
— Водители попутных машин помогали подросткам выбраться, но ничего не получилось, — говорит сотрудник УБОП. — "Волгу" преступникам пришлось бросить, выломали только магнитолу. В спешке Кабанов забыл в машине обрез. Когда об этом узнал Азаренко, он наорал на пацана и заставил бежать обратно, даже пару раз стрельнул ему вдогонку из пневматики.
Бегство стоматолога
Разбор полетов состоялся в подвальной кладовке. Азаренко выразил недовольство своими подельниками. За произошедшую аварию он предъявил Кабанову неустойку, и Чиесов, чтобы искупить промашку с веревкой, пообещал стащить у отца 10 000 рублей. Эти деньги потратили... в оружейном магазине. Подросткам без проблем продали коробку патронов 16-го калибра и электрошокер. Выйти на разбой уже следующим вечером упросил Чиесов, он рассчитывал раздобыть и положить обратно похищенные деньги, пока не заметили родители.
Все на той же "Автостанции" Кабанов тормознул автомобиль "Тойота-Корона-Эксив" и назвал адрес: Баумана, 231. Водитель престижной иномарки работал стоматологом, вряд ли он нуждался в деньгах так остро, что пренебрег элементарными мерами предосторожности. Наверное, просто не почувствовал угрозы, которая исходила от несовершеннолетних разбойников. Машина остановилась на пустыре по указанному адресу. Мужчина увидел в зеркале, что один из пацанов (это был Азаренко) нервно шарит за пазухой. Водитель обо всем догадался и нашелся, что сказать:
— Вы что, оборзели? Я же в милиции работаю...
В тот момент, когда водитель выдергивал ключ из замка зажигания, Азаренко выстрелил ему по руке. Пострадавший выскочил из машины, его спасло то, что обрез был одноствольным. Пока несовершеннолетний бандит перезаряжал оружие, стоматологу удалось убежать. Но огнестрельная рана руки оказалась слишком тяжелой: дробь перебила сухожилия и нервы. Дорогостоящая операция полную работоспособность кисти не восстановила, престижную профессию потерпевшему пришлось оставить.
Опять разбойники остались ни с чем. После этих двух провалов Азаренко решил на "домашних мальчиков" больше не ставить. По крайней мере в мнении, что Кабанова нужно менять на проверенного человека, он уверился окончательно. Самой подходящей кандидатурой, по разумению главаря, являлся его знакомый по детской колонии 16-летний Роман Иванов, который жил с матерью в Шелехове. У него дома Азаренко и Чиесов решили переждать предстоящие облавы (они были уверены, что едва не убили милиционера). Следующим утром разбойники уехали в Шелехов.
— Иванов на тот момент находился в розыске Шелеховским ГОВД по подозрению в краже, поэтому дома почти не появлялся, — вспоминает оперативник УБОП. — Азаренко и Чиесов ждали его до глубокой ночи, когда Роман все-таки заявился, выпили с ним и рассказали о своих "подвигах". Наврали, что уже убили трех водителей, в том числе сотрудника милиции, показали оружие. Переделанную воздушку испробовали там же, на кухне, в присутствии матери Иванова.
На предложение ново-ленинских приятелей "поехать развеяться в Иркутск" Роман согласился быстро, местная милиция все равно ему житья не давала. Вступление Иванова в группировку тут же обмыли, а предстоящую вылазку назначили на 16 ноября.
Вторая кровь
Все еще опасаясь милицейских спецмероприятий, разбойники решили больше не появляться на "Автостанции" и вышли голосовать на остановку "Спутник". В сети несовершеннолетних преступников угодил пожилой водитель ГАЗ-31010. Отморозки попросили дедушку подбросить их до гаражей, стоящих вдоль улицы Ярославского, недалеко от дома ребенка N 2. Когда "Волга" остановилась у ворот учреждения, раздался выстрел (на этот раз обрезом был вооружен Чиесов).
Разбойники окрыли дверцу и вытолкали водителя из салона. В адрес Чиесова посыпались проклятия подельников за то, что он "уделал всю машину в крови". Но тут раненый в голову мужчина стал подниматься, Чиесов быстро перезарядил оружие и, наступив на спину жертвы, выстрелил еще раз в затылок... Пересевший за руль "Волги" Иванов дал по газам. Вскоре преступники поняли, что напрасно бросили труп на видном месте, им пришлось вернуться и перетащить труп к металлическим гаражам. Там они сняли с жертвы куртку, в кармане которой лежали 10 000 рублей.
— И этой машиной они не смогли воспользоваться, — рассказывают милиционеры. — Подъехав к своему дому на улице Баумана, Азаренко, Чиесов а также Иванов побежали к знакомому отмываться от крови. Когда вернулись, "Волга" уже остыла на морозе, преступники не смогли ее завести.
Толкать тяжелую машину (подальше от своего дома) было несподручно, Азаренко увидел, что мимо идет знакомый парень, позвал его на помощь. Вчетвером они отогнали "Волгу" метров на двести. Молодой человек увидел, что стекло с водительской стороны разбито, а у Иванова, которого он видел в первый раз, из жилета торчит обрез. Поспешно попрощавшись с пацанами, случайный свидетель быстрым шагом отправился в ближайшее кафе, где выпивала местная молодежь. Парень рассказал приятелям, при каких обстоятельствах он встретился с Азаренко и Чиесовым. Слух о нападениях на таксистов уже облетел весь микрорайон. Смекнув, что к чему, вся компания выбежала на улицу.
10 лет — потолок для несовершеннолетнего
Преступников молодые люди перехватили по дороге, один из них узнал "Волгу" своего родственника. Возглас: "Вы что тут творите?" послужил сигналом к потасовке. Каким-то образом несовершеннолетним разбойникам удалось отбиться и убежать от старшаков. Иванов уехал с деньгами в Шелехов, а Чиесова и Азаренко стала выдергивать на разборки местная блоть. Ранее судимый Азаренко заручился поддержкой среди авторитетов, и от него отстали, а Вове Чиесову пришлось идти с повинной к родителям. Отец устроил блудного сына на предприятие, где работал сам, буквально за руку водил его на работу и обратно под домашний арест. Но воспитывать Володю было уже поздно.
Через полгода оперативная информация о подозреваемых в серии разбойных нападений на таксистов поступила в управление по борьбе с организованной преступностью.
— За это время Азаренко успел сколотить другую группировку и совершить как минимум два разбойных нападения на квартиры. Мы собрали доказательную базу, но эти эпизоды в общее уголовное дело включать не стали, передали в отделение милиции. Так как все члены группировки несовершеннолетние, дело расследовалось не в областной, а в Ленинской прокуратуре.
Ленинский районный суд приговорил Вадима Азаренко к девяти годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, Владимира Чиесова — к восьми, Романа Иванова — к шести. Александра Кабанова изолировали от общества на четыре года, которые он проведет в воспитательной колонии. Приговор был обжалован, но после рассмотрения кассационной инстанцией оставлен без изменения. В начале октября этого года приговор вступил в законную силу.
При содействии пресс-службы ГУВД ИО.