Самый одинокий паровозик

В Бодайбо стоит действующий паровоз, ставший памятником самому себе

На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц.

Паровоз ничем особенным себя в истории Бодайбо не прославил — никто не помнит даже его марки. О нем известно только, что он немецкого производства, привезли его сюда во времена английской концессии в двадцатых годах прошлого столетия, а машинистом на нем работал некто Захаров. Стоит он в том месте, где раньше были поселок железнодорожников и депо, здания которого не сохранилось. Там он стоял во время демонтажа дороги, потом некоторое время был беспризорным.
После краткого обдумывания ситуации в начале 70-х годов районная администрация приняла решение обновить его, покрасить и оставить в виде памятника славному прошлому местной золотодобывающей промышленности. Так с тех пор он и стоит как памятник самому себе. Зрелище для туриста сюрреалистическое — гуляешь по тихим улицам, и вдруг видишь припарковавшийся у здания водонапорной башни на тротуаре черно-красный паровоз.
Железная дорога работала в Бодайбо семьдесят лет. В 1895 году ее открыли при большом скоплении взволнованных артельщиков. Первое время она использовалась как трамвай — единственная ветка была проложена по городу и составляла меньше тридцати километров.
К 1916 году ее длина составляла уже восемьдесят три километра, и от Бодайбо ветка шла к расположенным рядом с ним приискам. В Гражданскую войну проложили еще 15 км, когда золото нашли на Дагалдыне.
Железная дорога сыграла свою роль в истории Бодайбо. В 1925 году советское правительство сдало "железку" и все прииски на двадцать лет английской концессии с уговором, что английские промышленники улучшат условия жизни и работы бодайбинских старателей. Главное условие — не пользоваться изматывающим старательским методом добычи золота вручную, ввести посменную работу, построить драги.
Англичане это условие не выполнили, уже через три года перешли к добыче золота старательским методом и построили всего одну драгу. В результате прииски и железную дорогу у них отобрали в 1930 году, и в 1932-м появился трест Лензолото, который существует и поныне.
Однако в 1967 году администрация треста решила, что дорога нерентабельна и ее демонтировали. Однако дороги к приискам в точности повторяют путь старой узкоколейки — их проложили поверх железнодорожных насыпей.