Охотник из Усть-Орды изобретает капканы

Особая технология их изготовления держится в строжайшем секрете

Юрий Николаевич Сокольцов известен в поселке Усть-Ордынском как лучший и самый изобретательный охотовед. Работает он в местном охотничьем управлении егерем-волчатником и в свободное от работы время занимается изобретением новых капканов для ловли лис, волка и рыси. О невероятно точных и сильных ловушках, придуманных Сокольцовым, наслышан не только Эхирит-Булагатский район, но и вся Сибирь.

Не так давно на выставке изобретений охотоведов в иркутском Сибэкспоцентре Сокольцову вручили почетный диплом за изобретение уникального и единственного в своем роде капкана на волка. Этот вид ловушки Юрий Николаевич запатентовал как собственное изобретение. А к нынешнему зимнему охотничьему сезону Сокольцов придумал еще один, отличный от своего первого изобретения капкан.
— Вся сила этого капкана в том, — Юрий Сокольцов показывает свое детище, — что, в отличие от заводских, на месте защелки у него не зубья, а небольшие отверстия. Когда лапа волка наступает на капкан, он срабатывает и зажимает ее так, что не повреждаются ни кость, ни единая мышца. Тем самым зверь не испытывает сильной боли, его шкура не рвется, но и освободиться из капкана он не может. А заводские капканы рассчитаны на защемление кости и мыщц, поэтому зверь может легко отгрызть поврежденную в капкане лапуи убежать.
Между тем на памяти Юрия Николаевича не было ни единого случая, когда волку, лисице или рыси удавалось освободиться от его капканов.
— В такой ловушке волк может просидеть живым 30—35 дней. Рысь и лисица — дней пять. Это очень удобно для того, чтобы снимать шкуру: так как зверь умирает не сразу, его шкура в зимнее время не замораживается.
Делает свои капканы Сокольцов из подручных материалов, ненужного железа, которое, как признается сам, собирает по всему поселку. Спрос на уникальные капканы, изобретенные охотоведом, растет с каждым сезоном. Этим летом приезжали покупатели даже с Камчатки, купили 25 штук по 500 рублей каждый. Железные ловушки абсолютно универсальны: их можно поставить и в воду, и в нору, и в снег. За сезон Сокольцов изготавливает большое количество капканов, но секрет их изобретения держит в строжайшем секрете.
— Бывает, что и воруют в лесу мои капканы. Другие охотники пытаются понять технологию и изготовить такой же, но это им еще ни разу не удавалось.
В начале года Юрий Николаевич ездил в Москву на заседание круглого стола охотоведов. Там выступали охотники-логовики (те, которые вылавливают щенков волка и лисы из нор), капканщики и охотники, которые пользуются в своем промысле приманкой с ядом. Метод ловли капканом, в защиту которого на заседании выступил Юрий Сокольцов, понравился всем участников.
— Травлю ядом и вовсе следует отменить, — говорит Юрий Николаевич. — Это не эффективно. Все вокруг перетравят, а волк, даже отравившись, может убежать за десятки километров от места приманки.
Недоволен Сокольцов и тем, что недавно общество зеленых приняло конвенцию о запрете капканов на волков.
— Зачем подписали эту конвенцию для России, для Сибири? У нас столько волков — если на них не охотиться, они нам жить спокойно не дадут. Нынче вообще волки обнаглели, расплодилось их много. Раньше я сам по своей инициативе охотился, а нынче в управлении охоты попросили, чтобы зимой истреблял как можно больше волков. Вот "Буран" мне дали, сказали зарплату будут платить.
За каждого волка в Усть-Орде выплачивают по тысяче рублей. За сезон опытный охотник Юрий Сокольцов ловит на свои капканы до 150 волков. Часть шкур оставляет себе на выделку.
— Нынче пошла какая-то мода на волчьи шкуры, — улыбается Юрий Николаевич. — Вчера приезжали из Иркутска, просили продать волчью шкуру. Говорят, на ней нужно спать — от этого якобы проходят боли в спине. Еще таджики местные постоянно приходят — просят продать шкуры, в машине хотят обить сиденья волчьей шкурой, мол, это удобно и полезно для здоровья. Я сам в эти суеверия не верю, сплю на обыкновенной постели.