Какой русский не любит езды с музыкой!

Важно не просто купить подходящую автомагнитолу, но и подобрать к ней правильно все составляющие

Сейчас автомобиль без аудиосистемы — уже анахронизм, вызывающий жалость. Наличие хорошего магнитофона со всеми сопутствующими элементами — непременная часть автомобиля, создающая определенный комфорт, служащая предметом гордости, доказательства платежеспособности хозяина и престижности авто. Рано или поздно каждый владелец автомобиля принимает решение поставить автомагнитолу. Иногда это продиктовано даже не тем, что старый магнитофон вышел из строя, а требованиями современной моды.

Какую автомагнитолу можно купить сегодня в Иркутске? При этом ограничимся так называемым бюджетным классом, не беря в расчет наличие сервисов по доработке аудиосистем, где ее цена может сравниться со стоимостью новых "Жигулей".
Кассетные магнитофоны хоронить рано
Иркутские специализированные магазины и отделы по продаже автомобильной аудио-видеотехники предлагают широкий ассортимент необходимого оборудования с учетом потребностей и размера кошелька покупателя. В первую очередь это стандартные автомагнитолы (магнитофон и радио). Далее различные СД ресиверы (проигрыватель компакт-дисков, радио), комбинированные автомагнитолы с СД.
Сколько бы ни твердили о близкой кончине кассетных автомагнитол, их производят и по сей день. Обычно они ставятся в автомобили экономной комплектации, это видно и на примере "японок", и европейских автомобилей.
Простенькая магнитола, зачастую с механическим управлением с двумя штатными динамиками, у многих вскоре вызывает желание поставить что-то более солидное. Автомобили же российского производства изначально имеют только аудиоподготовку, т.е. провода, разведенные по салону.
Торговые точки Иркутска предлагают автомагнитолы по цене от 1500 до 15000 рублей. В нижней ценовой группе (1500—2500 руб.) правят бал малоизвестные производители. К примеру, в торговом рынке "Автоград" магнитолы Vitek можно купить по цене от 750 рублей, имеющие радио (FM и СВ) — магнитофон с полностью механическим управлением. Подобные модели, конечно, могут извергать звук, но насладиться им сложновато.
В верхнем ряду этой группы уверенно расположились корейцы LG и Samsung, их недорогие, по 2000—3000 рублей, модели вполне заслуживают внимания. Конечно, не стоит ожидать от них особых изысков, обычный стандартный набор, но при этом уже известное неплохое качество сборки. Они также имеют механическое управление, что создает неудобства пользования при установке и удалении кассеты, к тому же механика быстрее изнашивается из-за неравномерности воздействия на клавиши.
Отрадно заметить, что наряду с корейцами в этой группе прочно обосновалась российская марка "Урал" — по мнению продавцов консультантов "Автограда", вполне надежная, качественная техника по цене 1700—4500 рублей.
Следующая ценовая группа (3000—7000 руб.) имеет полное логическое управление работой магнитолы, пульты ДУ, съемную переднюю панель и множество дополнительных функций. В магнитофоне это системы поиска, шумоподавители "Долби", повтор песен, автореверс, выбор типа магнитной ленты. В радио это возможность запоминания большего количества радиостанций, автопоиск, системы подавления шумов.
Естественно, магнитолы имеют более мощный усилитель, на четыре канала в стандарте, снабженный дополнительными фильтрами частот и оснащенный электронным эквалайзером с предустановками. У самых продвинутых имеется один-два, а то и более линейных выхода для подключения дополнительных устройств, например сабвуфера (устройства передачи низких частот), СД-чейджера, отдельного усилителя.
Магнитолы стоимостью свыше 7000 рублей предназначены истинным меломанам. Основное их отличие от предыдущей группы — это качество звука, повышаемое за счет различных дополнительных устройств.
Кружатся диски. СД-ресиверы
Когда говорят о предстоящем исчезновении автомагнитол, то до недавнего времени подразумевалось их вытеснение СД-ресиверами, позволяющими проигрывать компакт-диски и слушать радио. С прошлого года их популярность у иркутских водителей значительно возросла. Многие получили возможность поддерживать (проигрывать) кроме обычных СД-дисков еще цифровой стандарт МР3, который на одинаковом по размеру диске содержит количество песен, равное 5—6 аудиодискам.
Благодаря использованию этого формата уходит в прошлое необходимость наличия СД-чейджера, где помещается до 10 аудиодисков. Набор из 3—5 МР3-дисков позволяет иметь запас музыки, которого хватит на очень долгую дорогу. Стоимость СД-ресивера с МР3 4000—15000 рублей. Увеличение стоимости во многом зависит от степени сложности электронной начинки. К примеру, с уровня 5500—6000 рублей многие имеют систему улучшения звучания BBE Digital для компенсации потерь при сжатии в формате МР3. Звук становится мягче, исчезает характерная для цифровой записи металличность звука.
Звучание получше поможет получить усилитель ресивера, самостоятельно делящий частоты по каналам. Различные позолоченные контакты позволяют минимизировать потери при подсоединении.
К другим наворотам можно отнести механизированную переднюю панель, отъезжающую при нажатии, выезжающий приемный лоток для диска. Кстати, эти удовольствия стоят денег, но вряд ли оправданных. Попробуйте вставить на ходу диск в выдвинувшуюся платформу — это весьма проблематично, привычное отверстие удобнее.
В целом вполне современная модель СД-ресивера с МР3 плюс четыре приличных динамика обойдутся при покупке в пределах 6000—7000 рублей.
Для тех, кому позволяют финансовые возможности, магазины могут предложить музыкальные комплексы, объединяющие все вышеуказанное: магнитофон, радио, СД-проигрыватель с МР3 стоимостью 10000—20000 рублей. Что позволяет не ограничивать себя в выборе.
Эх, ухнем. Акустика
Какую бы аудиотехнику ни установили вы, это еще половина дела. Основой качественного звучания является соответствие магнитолы и акустики. Специалисты рекомендуют приобретать это вместе и в специализированных отделах.
Все дело в том, что неправильное соотношение мощностей может привести к поломке, и чаще всего — динамика, поскольку усилители от опасных режимов работы ограждают различные схемы защиты (хотя и они не всегда спасают). Есть много примеров разорванных в клочья диффузоров НЧ/СЧ-динамиков, сгоревших катушек высокочастотников и выгоревших блоков питания усилителя. Итак, что нужно знать при выборе?
Считается, что с максимально высоким качеством динамики звучат до достижения 90—100%, а усилитель — до 60—70% от указанной номинальной мощности, поэтому для громкоговорителя мощностью 50 Вт желательно подобрать усилитель мощностью около 80 Вт. При этом лучше всего воспользоваться правилом: никогда не выкручивать ее выше 75% от максимального значения, иначе могут появиться искажения уже в самом головном устройстве.
В принципе, нет ничего страшного, если мощность усилителя меньше, чем у динамиков, но в этом случае обращаться с регулятором чувствительности надо еще аккуратнее. Дело в том, что менее мощный усилитель, начав перегружаться, с большей вероятностью спалит ваши динамики, чем усилитель помощнее! Все дело в том, что, работая в режиме ограничения, усилитель выдает сильно искаженный сигнал с большим содержанием высших гармоник. Именно по этой причине наиболее часто в АС сгорают ВЧ-динамики.
Еще одна причина выхода из строя динамиков, особенно воспроизводящих НЧ/СЧ-диапазоны, — игнорирование реально воспроизводимого ими диапазона частот.
Зачастую подобное и происходит, когда, увлекаясь различными схемами подъема баса, забывают о том, что динамик просто не способен их воспроизвести. В итоге — порванный диффузор НЧ/СЧ-динамика. Поэтому, увидев эффектные рекламные надписи PMS 150 x 4, смело делите на 3 и получите реальную номинальную мощность. Так, практика показывает, что для 10-сантиметровых головок она должна быть около 100 Гц, для 13-сантиметровых — 80 Гц, а для 16-сантиметровых — 60 Гц. Все, что ниже, должен воспроизводить сабвуфер.
Неплохие динамики можно приобрести по цене от 700 до 1500 рублей за пару. При выборе лучше отдать предпочтение динамикам с металлизированными диффузорами и выносными "пищалками" ВЧ. Среди массы представленных моделей приятно видеть отечественную продукцию "Лада" и особенно "Урал", в указанной ценовой группе выглядящие не хуже именитых производителей.
И последнее. При покупке подробнее расспросите продавца, не жалейте его время — это его работа. И бегите оттуда, где у вас не спрашивают, в какую машину и что хотите поставить.