В Иркутске живет путешествующий учитель

Александр Вычугжанин проповедует буддизм в разных городах России

Александр Вычугжанин родился в Иркутске в семье известного художника и учительницы математики. Постоянно находясь среди картин, кистей и красок, он и не думал о выборе профессии. Окончил училище искусств, преподавал в художественной школе. Потом поступил в Свердловский университет на факультет искусствоведения, и в это время в его жизни наступил переломный момент. В руки будущего искусствоведа попала книга о буддизме, которая изменила его судьбу.

Буддийский центр в иркутской хрущевке
Вычугжанин принялся искать буддийскую литературу. Несколько раз он приезжал в Улан-Удэнский дацан в поисках каких-либо новых сведений. Но этот дацан в то время был закрыт для "посторонних", и узнать ничего не удалось.
Страсть к изучению буддизма передалась и супруге Александра — художнице Вере Бочанцевой. Вместе они собирали по крупицам то, что было доступно в советское время.
Потом грянула перестройка. Появилась всевозможная литература. А в 1992-м году в Иркутск приехал учитель Оле Нидал, датчанин по происхождению.
Он и его жена были из первого поколения европейских хиппи. Будучи как-то в Непале, они встретились там с практикующими буддистами, но особая их удача, по мнению Вычугжанина, заключалась в том, что учителем Оле Нидала и его жены стал король йогов Тибета, глава традиции Карма Кагью.
Учитель поручил Оле Нидалу и его супруге распространять буддизм йогической передачи в Европе. С этой миссией они и оказались в Иркутске.
Вычугжанин с женой пришли на лекцию Оле и сразу поняли, что это именно то, чего они давно ждали.
Однако перестройка принесла Александру не только счастье возможности изучать буддизм, но и проблемы. На зарплату искусствоведа кормить семью не представлялось возможным. Пришлось искать другую работу.
Вычугжанин занялся реставрацией, появились знакомые в строительной среде, и Александр начал ремонтировать квартиры и различные помещения. Примечательно, что вся бригада, в которой работал Вычугжанин состояла из буддистов.
Позже членам буддистской ремонтной бригады пригодятся строительные навыки — центр Карма Кагью в Иркутске придется реконструировать своими руками.
Но тогда, в 1992 году, своего помещения у буддистов не было, и они собирались на квартире Александра и Веры. В маленькую комнатку с алтарем порой набивалось более 30 человек. Центр просуществовал в квартире в районе Трилиссера девять лет, а потом нашлось помещение.
Здание старой детской инфекционной больницы, что на улице Шевцова, пустовало 18 лет и пришло в абсолютно непригодное для использования состояние — осталась только кирпичная коробка. Когда его выставили на аукцион, буддисты решили приобрести часть здания (цена показалась приемлемой) — скинулись и купили.
За четыре года костяк буддийской организации под чутким руководством ее президента Александра Вычугжанина превратил развалины в просторный и светлый дом с залом для медитаций, библиотекой, столовой и небольшой гостиницей для приезжих.
Ремонт еще не завершен — неохваченным остался второй этаж здания, где планируется разместить еще один большой зал для лекций и медитаций.
Кроме того, буддисты взяли в собственность землю — около двух гектаров — и думают окружить свой дом садом с фонтаном.
Всего в России 60 буддийских центров школы Карма Кагью, но только иркутский обладает таким большим помещением.
Вечерами в центре обычно собирается человек 30—60, а когда в Иркутск приезжает Оле Нидал, количество прихожан достигает двухсот.
Убивать не грешно
Лекции Александра Вычугжанина также пользуются большой популярностью. Послушать их порой приходят совершенно далекие от буддизма люди. Путешествующего учителя можно спросить о чем угодно. Вот, например:
— Есть ли в буддизме понятие "грех"?
— Нет. Есть понятие неправильных действий.
— Любое действие может быть оправдано? Убийство, например?
— Да. Бывают случаи, когда убийство направлено на защиту других существ, в том числе и на защиту убийцы. Если убивают убийцу, он получает пользу. Потому что чем больше убийств он совершил бы, тем более негативной стала бы его карма. Все действия зависят от ситуации. Конечно, буддисты избегают убийства, воровства, вранья, избегают причинять вред при помощи секса.
— Буддизм — это атеистическая религия?
— Если говорить о том, что в буддизме нет бога, которому поклоняются, то да. С другой стороны, буддизм считает, что боги существуют, просто он ими не занимается.
— Для чего вам нужен алтарь?
— Алтарь не является абсолютно необходимым. Но неплохо иметь вещи, которые напоминают о буддийской практике. На алтаре располагают изображения различных будд, чашечки с водой, цветами, благовониями, огнем. Символы питья, пищи, звука. Однако более важен не сам алтарь, а то, что человек практикует. Заниматься этим можно без алтаря.
— Вас называют путешествующим учителем...
— Наш учитель Оле Нидал назвал имена нескольких россиян, которые могут читать лекции, в том числе и мое имя. С 1996 года я езжу по стране. Делаю это один-два раза в год. При выборе путешествующих учителей Оле много внимания уделяет тому, насколько человек социально адаптирован. В силу того что у меня есть семья, я работаю, у меня есть опыт, я могу ответить на какие-то вопросы, выбор пал на меня. В буддизме есть методы, которые практикуют монахи, и есть методы, которые практикуют миряне, такие как мы, и йоги. Йога в буддизме — развитие возможностей узнать свой ум. В тибетском буддизме четыре главные традиции. Кагью — это традиция медитации. Этим мы и занимаемся с целью узнавания природы ума.
— Приходят ли в ваш центр китайцы?
— Нет. Они приезжают сюда зарабатывать деньги. Да и у себя на родине они сейчас не ходят в буддийские храмы. Буддизм в Китае сохраняется как музейная редкость, в том числе и традиция Кагью. Китайцы разрушили Тибет. Учителя буддизма бежали в Индию. А там нужно было кому-то передавать свое учение. Тибетцев в Индии было немного, они умирали, так как климат им не подходил, индусы не хотели учиться буддизму. А европейцы хотели. Поэтому традиция Кагью распространилась в Европе, в том числе и в России.
Ламы сковывают вредоносных духов
— Ламы общаются с духами?
— Буддийские ламы, когда приходят в определенную местность, общаются с хранителями этой местности — духами. Если эти духи могут причинить вред, то буддийские йогины их сковывают. В Кижинге (за Улан-Удэ, в сторону Читинской области) есть хранитель местности, который в течение долгого времени находится в скованном состоянии. Этот дух приносил болезни кожи. Мог вызвать оспу и прочее. Там восстановили разрушенную советскими властями ступу. Ступа — это сооружение сложной формы, имеющее символический смысл. Она благотворно действует на местность, в которой находится, и на всех живых существ. Но общение с духами — это не главное занятие лам, они занимаются медитацией.
— Вы сами видите духов?
— Я не волшебник, я только учусь. Но я видел проявления энергии духов. В Испании, когда лама проводил церемонию освещения ступы, в воздухе появились цветы.
— В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе есть буддийско-шаманская община. Как такое возможно?
— Я знаю, что такая община существует. Но с точки зрения религии, это невозможно — цели буддизма и шаманизма различны. Это можно воспринимать как аспект культуры, но не более. В округе жили крещеные в православие буряты, которые занимались шаманизмом, и был дацан. Что теперь делать?