Война, которую необходимо остановить

Иркутские сотрудники ГИБДД отчитались о проделанной за год работе

Тревожное положение с аварийностью сложилось по всей России. За прошедший год на дорогах страны погибло более 35 с половиной тысяч человек. Не случайно заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения В.А.Яковлев определил такую ситуацию как "войну на дорогах". В день по России в дорожно-транспортных происшествиях гибнут от 70 до 186 человек. Чем не сводки с полей сражения? О положении дел в Иркутской области рассказал начальник управления Госавтоинспекции Иркутской области Владислав Викторович Шпанарский.

Печальные итоги
Нелегким был прошедший год и для Иркутска. На 6,5% возросло количество дорожно-транспортных происшествий (3939). 664 человека погибли (+15,5%) и 4585 ранены (+6,2%). За каждой цифрой — жизнь реального человека, горе и страдания близких. По итогам года, в "лидеры" по росту всех трех показателей аварийности (ДТП, погибло, ранено) вышли Куйбышевский и Ленинский районы города Иркутска; Иркутский, Слюдянский, Братский, Тулунский районы и город Саянск.
Как показывает анализ, почти во всех ДТП виновны сами водители. Львиную долю автоаварий — почти 40 процентов — приносят превышение водителями скоростного режима и выезд на встречную полосу движения.
Особенно любят полихачить за рулем владельцы личного транспорта. В 2003 году цена их легкомыслия стоила четыремстам шестидесяти жизням, что составляет более 80 процентов от всех погибших в ДТП. Значительное увеличение размеров штрафов за грубые нарушения, конечно, кардинально не изменит ситуацию, но все же наверняка заставит многих задуматься.
По-прежнему каждая третья автоавария спровоцирована пешеходами. 155 человек погибли. Естественно, большинство из них пешеходы. Хотя и не так часто, как хотелось бы, инспектора ДПС ГАИ работают с пешеходами, но за 12 месяцев на эту категорию участников дорожного движения пришлось почти 145 тысяч нарушений дорожной дисциплины.
Причины все те же: увеличение количества транспорта при старой улично-дорожной сети и традиционная недисциплинированность наших водителей и пешеходов. Плюс недостаточное финансирование милиции в целом и, как следствие, службы Госавтоинспекции, что приводит к неполному оснащению современными приборами и техникой.
Нужны видеокамеры, приборы видеонаблюдения и фиксации, без которых водитель может запросто отказаться от совершенного им нарушения. В связи с изменениями в административном законодательстве исчезли жесткие санкции за нарушение ПДД, утратился принцип неотвратимости наказания (кстати, на так называемом демократическом Западе очень жесткая ответственность за нарушение дорожной дисциплины). Реальных рычагов влияния на безответственных автовладельцев индивидуального транспорта не осталось.
— А как же новые изменения в административном кодексе, предусматривающие ужесточение наказаний за грубые нарушения ПДД?
— К сожалению, пока мы не получили нормативных документов из Москвы, поэтому работаем по старым положениям.
— С возвращением к использованию эвакуаторов возникает вопрос о местах стоянки, так называемых штрафплощадках. Вы готовы к этому?
— Сейчас мы готовим документы для областной администрации по этому вопросу. Надеемся найти понимание у ее руководства.
— Речь шла и о запрещении парковки на тротуарах?
— Разрешена частичная парковка, с заездом передними колесами на тротуары при наличии разрешающих знаков (с 7.6.1. по 7.6.9. и 5.15).
Что хорошего
Есть и позитивные сдвиги. Как положительный факт стоит отметить снижение числа ДТП по вине нетрезвых водителей. Выпивать, конечно, меньше не стали. Возможно, приняв спиртного, стали меньше выезжать на дорогу. Правда, и здесь есть проблемы. В 2003 году задержано 40 тысяч водителей, управлявших автотранспортом в нетрезвом состоянии, и лишь 3 тысячи были лишены водительских удостоверений на разные сроки. То есть более 90% нарушителей отделались штрафом. Специалисты считают, что такая практика судов не способствует повышению дисциплинированности автовладельцев.
Дала свои результаты и работа с водителями государственных предприятий и организаций. Понизилось количество автоаварий, совершенных по их вине, меньше стало погибших и раненых.
И самое главное — дети. В прошедшем году с участием ребятишек зарегистрировано 570 дорожно-транспортных происшествий. Это меньше, чем в 2002 году. Сумели снизить и число раненных в ДТП детей. Но 49 наших юных граждан погибли.
Виноваты в этом мы все. Родители должны были с раннего детства внушить ребенку, как опасна проезжая часть. Школа — потому что слишком мало времени уделяет обучению безопасного повеления на дороге, люди в погонах — где-то недоработали и около какой-нибудь школы не был поставлен вовремя предупреждающий знак. Вспомните, как вы сами переходите дорогу. Малыши просто берут с нас пример. А кого винить в неприспособленных для игр и заставленных транспортом улицах?
Инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ всегда на виду. Именно к нему первому обращаются граждане за помощью. За год сотрудниками Иркутского ГИБДД или с их участием раскрыто 3364 преступления. Можно подытожить, что в последнее время активизировалась работа ДПС в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Что касается технического обеспечения дорог в целях безопасности граждан, сообщаем, что в этом году продолжится замена устаревших светофоров в городе и области на более современные — светодиодные.
Предстоит еще более тяжелый год — високосный, который, если верить приметам, никогда не бывает спокойным. Количество транспорта, конечно же, будет возрастать. Что будет с нашей улично-дорожной сетью? Вопрос риторический. Удастся ли изменить отношение водителей и пешеходов к правилам дорожного движения? Мы надеемся, что порядок на наших улицах все-таки восторжествует, и в этом будет заслуга не только людей, облеченных властью, но и простых граждан — сознательных автолюбителей и пешеходов.