Стойка на распутье

При некотором знании рынка автоуслуг можно провести несложный ремонт автомобиля качественно и относительно недорого

Что чаще всего требует ремонта в автомобиле? Большинство владельцев бэушных иномарок ответят однозначно: подвеска, призванная спасти нас на неровностях дороги от клацания зубами и проверки крепости крыши автотранспорта. Именно на нее выпадает основная задача по удержанию прочного контакта с дорогой. Если двигатели, коробки при своевременном техобслуживании нечасто тревожат хозяев, то подвеска по сравнению с ними доставляет беспокойство и может значительно облегчить карманы своих хозяев в процессе ремонта.

Стойки бывают разные
По мнению специалистов, при постоянной эксплуатации, особенно зимой, наши дороги-направления "справляются" с ходовой частью за год — максимум полтора. Вследствие чего любимый автомобиль после встречи с малейшей кочкой-ямкой начинает раскачиваться, как морской корабль в шторм, а при встрече с более серьезным препятствием снизу раздаются подозрительные постукивания и лязг.
В первую очередь это, конечно, амортизаторы (стойки). Среди бывалых автолюбителей можно услышать такие характеристики подвески, как мягкая/жесткая или слабая/крепкая. Народная молва утверждает, что у Honda подвеска жесткая, спортивная; у Nissan слабенькая, мягкая; Toyota как бы в золотой середине... Конечно дыма без огня не бывает, но на практике каждая модель авто имеет свою особую настройку. В стане импортных стоек можно условно выделить три группы: гидравлические, газонаполненные и пневматические.
Первые — самые простые. Сейчас ими комплектуются авто низшего модельного ряда, пневматика — скорее экзотика, в связи с определенной технической сложностью.
Газонаполненные, где газ помогает гидравлической жидкости сохранять упругость, наиболее распространенные. Применительно к эксплуатации, а именно к режимам работы подвески на реальной дороге, важны бывают переходные режимы, где, например, чистая гидравлика, вспениваясь, обеспечит амортизатору необходимую жесткость и характеристики в этом режиме.
Поэтому когда стоит проблема — газ или гидравлика, вопрос некорректен. Все зависит от того, что предлагает та или иная фирма для конкретного автомобиля и чем она это объясняет. В реалии практика показывает, что, несмотря на значительную разницу между ними, в нашем родном отечестве они "летят" примерно с одинаковой скоростью.
Народный экспресс-метод или испытательный стенд?
Проверить "самочувствие" стоек (амортизаторов) можно по-разному. При визуальном осмотре заметны потеки на корпусе стоек — значит, пропускают сальники, а следовательно, жить им осталось немного. Если эта начальная стадия упущена, то народный экспресс-метод — взять за угол машины и, надавив вниз, отпустить — покажет вам, насколько плохи дела. В идеале она должна вернуться на место без дальнейших колебаний. Если произошло более двух колебаний в вертикальной плоскости, вам пора в автосервис. Конечно, не все проблемы этого узла можно определить таким способом (кстати, у "Хонды" из-за конструктивных особенностей, такая проверка может и не сработать).
Наиболее точную картину работы стоек могут определить в специализированных сервисах на специальном испытательном стенде, где беспристрастный компьютер огласит приговор состоянию подвески.
Кроме стоек-амортизаторов российские условия особенно негативно воздействуют на шаровые опоры и рулевые наконечники, отвечающие за положение колес при управлении автомобилем. Появляются так называемые люфты в этих узлах, которые можно определить по характерным стукам при вывешивании машины.
Три пути решения
После того как станет ясно, что вашему транспортному средству пора пройти курс лечения, у вас, как у сказочного богатыря, будут три пути решения проблемы.
Первый — отремонтировать самому, что требует определенных навыков, инструмента и расходных материалов. Для большинства автовладельцев, измученных "общением" с иномарками, этот путь заказан.
В следующем случае отправляемся в автомагазин, покупаем необходимое и — в ближайший сервис. Выбор стоек различных моделей достаточно широк — от спортивных до грузовых. Пойдя этим путем, можно быть уверенным в качественном ремонте. Единственное, что может омрачить радость "выздоровления", — это цена. Стоимость одной фирменной стойки — от 1500 до 4000 рублей в зависимости от модели, а ведь еще придется оплатить установку.
К примеру, цена стойки к народному автомобилю "сотой" "Тойоте-Королле" — в пределах 2000 рублей (или 8000 по кругу) плюс установка, выставление развала-схождения еще около тысячи.
Можно воспользоваться услугами авторазборок, но в данном случае это покупать кота в мешке. Гарантию на эти узлы вам вряд ли дадут.
Есть и третий, компромиссный, путь, пользующийся все большей популярностью. Восстановление и ремонт родных узлов: стоек, шаровых, рулевых наконечников, сайлентблоков. В большинстве автосервисов, занимающихся ремонтом подвески, существует стандартный перечень работ, входящих в ремонт стоек. Наши левши смогли решить проблему неразборных стоек путем разрезания и последующего винтового соединения. На ремонт дается гарантия до 6 месяцев. По отзывам автовладельцев, после такого "хирургического вмешательства" изменений в поведении автомобиля не заметно.
Правда, после операции газонаполненные стойки превращаются в гидравлические, но так ли это страшно, ведь газ работает в значительной части на предотвращение пробоя, а не на плавность хода.
Упомянутые выше шаровые и наконечники также пригодны к ремонту, причем скомпрометировавший себя фторопласт ныне заменен на более долговечные материалы. Более того, некоторые шаровые можно сделать регулируемыми, т.е. по мере выработки их можно подтягивать. Стоимость подобных услуг на 50—100% ниже, чем при покупке фирменных запчастей. В среднем 650—800 рублей, включая снятие и установку.
Конечно, это не для владельцев "шестисотых" "Мерседесов" и спортивных болидов, но многим владельцам недорогих иномарок позволит сэкономить немалые суммы. Так что мнение о высокой стоимости ремонта иномарок, по сравнению с отечественными автомобилями, уходит в прошлое.
Благодарим за помощь в подготовке материала Игоря Тонконогова, заведующего предприятием "Автосервис на Трилиссера".
Как увеличить срок работы стоек амортизаторов
Несколько советов от специалистов
1. Ознакомьтесь с техническими данными машины в части грузоподъемности и не допускайте перегруза. Помните, что конструкция автомобиля рассчитана на конкретный максимальный вес. Кстати, он наверняка указан на одной из дверей кузова.
2. В зимнее время не спешите покидать место стоянки. Стоит дать машине прогреться подольше. В начале движения не торопитесь давить на акселератор, дайте стойкам немного разработаться.
3. Не забывайте заглядывать под кузов для визуального контроля состояния этого узла.