Россияне жалуются на рост цен на продукты

Когда он остановится и что подорожало больше всего
Текст: ircity.ru , Фото: Ксения Филимонова / ircity.ru , СМ Номер один , № 7 от 22 февраля 2023 года , #Экономика

Разбираем ситуацию с ценниками в продуктовых в компании с экспертами.

Россияне всё чаще обращают внимание на удорожание продуктов. Повышение цен на мясо и птицу отметили уже 40% (против 36% в декабре и 38% в январе), на молочную продукцию и молоко – 36% (против 30 и 31% в декабре и январе).  

Излишний пессимизм?  

Оценки людей не всегда совпадают с актуальной статистикой Росстата. Из перечисленных категорий в ведомстве отметили подорожание говядины. Но куры, свинина, молоко, сливочное масло, сметана и даже колбасы – напротив, демонстрируют отрицательную динамику стоимости начиная с января 2023 года.

Аналитики рынка объяснили: разночтения вызваны «глубиной оценок». Росстат методично вымеряет показатели неделя к неделе, тогда как горожане сравнивают текущие цены с теми, какими они были три месяца, а то и полгода назад.

– Таков обычный потребительский взгляд, – говорит маркетолог Кирилл Роднин. – Рядовой покупатель всегда мысленно сравнивает цены на тот же продукт со значительно более низкими, даже если те были актуальны, например, год назад.

Разумеется, удорожание в длительной ретроспективе заметили и официальные ведомства, и заинтересованные наблюдатели. Вместе с этим изменилась и потребительская модель поведения покупателя.

– Люди достаточно давно перешли на сберегательную модель поведения, – отмечает предприниматель Дмитрий Потапенко. – То есть это отлавливание всяких скидок, акций и промо. Располагаемые доходы продолжают падать 11 лет подряд, и они продолжат падать. Люди будут экономить и дальше.

С удорожанием именно продуктов участникам рынка удаётся справляться лучше всего. В неспокойном 2022 году сельскохозяйственный сектор показал достойные результаты. Эта работа не позволила улететь ценам «в космос».

– Аграрии по большому счёту прошлый год отработали неплохо, – указывает Потапенко. – Конечно, это связано с тем, что они запаслись в 2021-м: на весенний сев запасаются по осени. Сейчас они готовятся к новому сезону, и основная проблема – нет посевного материала и гербицидов. Этот сезон будет сложнее: придётся «идти на тонкого», но это не значит, что год они провалят. А вот что будет в будущем — непонятно.

Что подорожало?  

Лидерами в удорожании, по мнению россиян, остаются мясо (в том числе птица), молочные и морепродукты, а также овощи.

– Действительно, мясо у нас дорожает, – согласился независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин. – Но дорожает в основном говядина: не сказал бы, что свинина и птица растут в цене. Полагаю, люди смотрят на комбинированную продукцию: всякие сосиски и колбасы. Там есть проблемы с иностранными ингредиентами — упаковкой и оболочками.

В зимние месяцы по понятным причинам в глаза бросаются ценники на овощи. Уже говорилось об аномальном росте стоимости огурцов. Вместе с этими плодами растёт стоимость и на другие.

– Некоторые люди в зимний период вообще не заходят в овощные отделы, потому что боятся цен, которые там увидят, – признал Лачугин. – Соответственно, я бы ставил овощи на первое место в некоторых категориях.

Есть ли предел у роста цен?  

Ритейл хорошо понимает финансовые возможности граждан и выстраивает ценовую политику вокруг соответствующих прогнозов. В связи с этим можно предположить, что определённый предел удорожания даже у продуктов всё-таки есть.

– Да, безусловно, предел цен есть, – отмечает Михаил Лачугин. – Для каждой сети в той или иной категории. Этот предел разный для «Пятёрочки», «Ленты», «Азбуки вкуса» – выше определённой планки тот или иной продукт просто перестают покупать в том количестве, в каком он выгоден для того, чтобы отбивать затраты и зарабатывать для всех участников цепочки.

Ритейл старается идти навстречу производителям и сохранять контракты на поставки. Мера, когда продукт выводится из ассортимента, – фактически крайняя. Обычно производителя просто подталкивают к тому, чтобы пойти на «фокусы» с упаковкой, объёмом, весом или составом.

– Вся цепочка будет дуть в одну дуду, – говорит Дмитрий Потапенко. – Продукция будет становиться примитивнее. Условно говоря, если говядина исчезнет – будет больше курицы. Идти в этом направлении можно долго. Вспоминаю советские времена, когда ты выхватывал какие-нибудь потроха и был очень рад.

Когда подешевеют продукты?

Корректировка цен и ассортимента происходит в режиме реального времени едва ли не круглосуточно. Ритейл и производители каждый день проводят сотни переговоров, отмечает Михаил Лачугин.

– Люди говорят: «Молоко подорожало», а оно дорожает ещё и потому, что поставщик молока, который раньше зарабатывал на сырках и десертах, не добирает прибыль в этой категории и пытается на молоке потери отыграть, – поясняет Лачугин. — Это надо понимать: идёт перераспределение ассортимента, перераспределение спроса. И ритейлеры, и производители подстраиваются под новые потребительские привычки. Как только это всё будет отрегулировано, цены у нас будут хотя бы зафиксированы.

Озвучить конкретные сроки окончания этой ценовой турбулентности не сможет, пожалуй, никто.

– Как долго будут расти цены, вам не скажет никто, – резюмирует Михаил Лачугин. – Это зависит, к большому сожалению, от всех геополитических и экономических взаимоотношений между государствами – пока эти отношения сложные.

На некоторые прогнозы, впрочем, Лачугин решился.

– К весне овощи и фрукты естественным образом будут дешеветь, тут не надо быть Нострадамусом, – полагает он. – Мясо и молочка… Не думаю, что будут сильно дорожать. Как минимум до осени. А дальше будем смотреть на ситуацию в стране и мире.