Дорога к «языку»

В Зунгаре построили первый капитальный мост в истории деревни

— Этот мост почти каждую весну сносило. Уже традицией стало. Как начнет снег таять, Одисинка наша разольется, и все — нет моста. А нет моста — сиди дома. В центр уже не попадешь. Можно, конечно, попытать счастья и махнуть через лес, но и там в половодье дороги развозит, — рассказывают Дмитрий Андреев, Анатолий Гнездилов и Николай Павлов, мужчины из деревни Зунгар Нукутского района.

Традиции чинить каждую весну переезд через реку положен конец. На прошлой неделе, 29 ноября, состоялось открытие первого в истории деревни капитального моста и подъездной дороги.

— Проект строительства моста в этих краях существует уже давно. Он был сделан, когда округ еще не входил в состав области, но так и остался на бумаге, — говорит Александр Геленгенов, заместитель начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ Нукутского района. — И вот наконец-то год назад началось строительство 608 метров шоссейно-гравийной дороги, которая включает мост, ширина которого составляет 8 метров, величина тротуаров — 2 метра. Вроде бы это не так много, но возводили долго. Были разные нюансы. Например, для уменьшения нагрузок на мост требовался специальный деформационный шов, а его делают только в Санкт-Петербурге. Зато отработали на совесть. Теперь жители могут не опасаться за то, что окажутся невыездными из-за разлива речки. На то, чтобы планы стали реальностью, было потрачено 24,5 миллиона рублей из федерального, областного и местного бюджетов.

Зунгар — крайняя точка Нукутского района. Деревня находится на стыке Аларского, Нукутского и Балаганского районов. С бурятского языка название переводится как «по левую руку». Многие местные из-за интересного расположения называют Зунгар языком. История у этого населенного пункта богатая, насчитывает несколько веков. На въезде гостей встречает великолепно сохранившееся здание школы постройки позапрошлого века со старинными кружевными наличниками. А когда-то на пригорке, там, где сейчас стоит обелиск в память о воинах Великой Отечественной, была церковь. Храм, как вспоминают старожилы, был построен самими жителями. Но и сейчас зунгарцам есть что показать.

— Чтобы построить мост, нужно сделать обоснование. В населенном пункте, по правилам, должно жить не менее 125 жителей, должно быть сельскохозяйственное производство. Этим требованиям Зунгар отвечает на все сто. Населения здесь 195 человек. Есть школа-девятилетка, детский сад, клуб, фельдшерский пункт, работают два фермерских хозяйства, рождаются дети. Так что есть кому ходить по новой дороге, — подчеркивает Александр Геленгенов.

Одним из первых мост оценил Евгений Шеповалов — местный участковый.

— От зунгарцев вообще проблемы редко бывают. Но все равно проверять-то надо, а как проверишь, если я в Новоленино, а попасть в деревню не могу. Теперь спокойно работать можно, — заключил Евгений Игоревич.

Довольны и фермеры. Один из них, Сергей Павлов, получил в этом году поддержку в размере полутора миллионов рублей. Деньги потратил на развитие, купил технику. Занимается Сергей Михайлович разведением коров, коней, пчел; есть у него и посевные площади. «Дорога большое значение в работе имеет, так что для нас — обычных работяг — это большой подарок», — говорит фермер.

Оценил свой труд бригадир строительной компании Кирилл Шаданов. Он и его бригада до сих пор живут в вагончике. Предстоит доделать еще некоторые детали.

— Работать было тяжело. Климат сложный. Часто ветра дуют, ветер воет как в трубу, пальцы сразу замерзают. Но зато люди хорошие. Нас все время подкармливали. Кто сала принесет, кто молока. Такой народ, — говорит Кирилл Шаданов.

— А как же иначе? Мост — это ведь для нас нечто небывалое. Ведь в советское время здесь совхоз был, по 4 тысяч гектаров сеяли, 5 тысяч овец держали. Шерсть во время стрижки машинами в Бурятию увозили. И даже при таких объемах дороги нормальной не было. Сколько раз нам то балаганские дорожники, то другие добрые люди помогали мост чинить, — говорит Дмитрий Андреев. — А тут целый мост. Даже не думал, что в свои 85 лет такое увижу.