Пчеловодство с украинским акцентом

Владимир Вергун засеивает осинские поля медоносами и строит настоящую пасеку

В разгар перестроечных 90-х годов в Иркутск из Украины приехали два брата-близнеца Владимир и Вадим Вергуны. Уехать так далеко из дома братья решили по совету своих друзей-сослуживцев — те рассказывали, что в Сибири можно неплохо подзаработать на строительстве дорог. Приехали, да так и остались. Вначале строили дороги возле Иркутска, а потом отправились на трассу Оса — Усть-Ордынский. В селе Майск Осинского района братья Вергун встретили свою судьбу — не устояли перед красотой осинских девушек и женились на двух родных сестрах. Сейчас живут практически дом в дом — друг напротив друга — и шутят, что у них на двоих не только одни родители, но и одна теща. Один из близнецов, Владимир, пробовал вернуться на Украину, но потом переехал в Осу окончательно. Вспомнив любимое дело своего деда — пчеловодство, — он решил возродить на осинских полях многолетние травы и стать пасечником.

Правильные пчелы

— Пчеловодство — это целый мир. Не устаю поражаться этим насекомым! Например, прошлой зимой в улей пробралась мышь. Так пчелы ее убили и замумифицировали — тело мыши плотно облепили прополисом, чтобы не было запаха. Не сразу и заметишь, — с воодушевлением рассказывает Владимир Вергун.

Пасечником Владимир стал сравнительно недавно, сейчас подходит к концу его четвертый сезон сбора меда. Результаты для начинающего пчеловода потрясающие. На его пасеке в несколько рядов стоят ульи, в которых живут 70 семей, в следующем году планирует довести их количество до 200. Вспомнил о дедовском увлечении Владимир неожиданно — даже, кажется, для самого себя. Хотел жить поближе к городу, построить дом под Иркутском, но обстоятельства сложились иначе.

— Полей в районе много, но они практически не засеиваются. Жалко смотреть, как ухоженную когда-то землю одолевает бурьян. Два года назад, насмотревшись на упадок сельского хозяйства, решил бросить свою работу и выкупить часть полей, оформить в собственность.

Раньше Владимир обеспечивал семью тем, что возил с лесопилок лес в город. Продав технику, он смог купить трактора и 105 га земли. Теперь на этих полях растут многолетние травы: галега, фацелия, донник. Хозяин специально выбирает медоносные сорта, чтобы его мед был особенно вкусным и полезным.

— Вы только представьте: пчеловодством сейчас занимаются единицы. В Осинском районе многие держат два-три улья для себя. В больших масштабах мед, кроме меня, никто не качает, поэтому и условий для развития вначале не было. Например, для того чтобы посадить на моих полях нужные травы, пришлось выписывать семена с Украины, центральной части России и из Башкирии — признанной столицы российского пчеловодства.

Считается, что в Сибири держать пасеку — дело подчас непосильное. Длинная зима плохо влияет на насекомых, пчелиные семьи могут не пережить холодов и замерзнуть. Диких пчел у нас в природе не встретишь. Однако, по мнению Владимира, результат зависит от качества работы. — Вот, например, ульи. Собрать их — это целая наука. Купил через Интернет чертежи, по которым домики мне собрал местный плотник. Строю настоящую, правильную пасеку. Место выбрал удачное — за пасекой начинается лес, а перед ней обширные поля. Но самое главное то, что есть горка, в ней для зимовки пчел оборудую мшаник. Сейчас на зимовку перевожу ульи домой со всей предосторожностью. Зимой в них нужно поддерживать постоянную температуру -3 градуса, иначе пчелиные семьи могут погибнуть. Если оборудовать мшаник в горе, то там соблюдать температурный режим будет гораздо проще.

Машка и Мишка

Живут на пасеке не только пчелы, как в русской сказке про медведей-сладкоежек, поселился поближе к меду четырехмесячный медвежонок Машка.

— Когда мои друзья-охотники привезли Машку на пасеку, она была крошечной. Видимо, только недавно родилась. Судьба у нее трагическая. Однажды друзья поехали охотиться в Саяны, неожиданно на них вышла медведица с медвежатами. Настроена она была, мягко говоря, недружелюбно. Пришлось медведицу убить, одного медвежонка не удалось отбить от собак, а второго спасли и привезли на пасеку. Сейчас это уже практически взрослый медведь. Для Машки мы уже и клетку спаяли. Но пока маленькая, пусть еще побегает на цепи.

Присматривает за всем этим хозяйством рабочий Михаил. У него к Машке особый подход. Знает медведица, что накормит ее Мишка чем-нибудь особенно вкусным.

Любит Машка мед, с удовольствием ест печенье, конфеты, семечки. Не отказывается и от горячего — уминает кашу с хлебом. После обеда любит пососать лапу, а потом заваливается спать. Постоянно на пасеке горит собранный из камней очаг — варится обед для бригады, работающей неподалеку. Строительство здесь было начато с бани, ее возвели за лето. Зимой баня даст усадку, и летом в ней будут париться все желающие отдохнуть после работы. По украинскому рецепту коптят сало с дымком.

— Я, как настоящий украинец, без сала никуда. Еще когда дороги строил, возьму с собой хлеба и кусок сала — вот и обед, — говорит Владимир Вергун. — Поешь — и опять на работу. Одна у меня сейчас проблема — не хватает хороших рабочих, многие отвыкли пахать. А сделать предстоит еще много. Вот, например, мои травы — это же какая кормовая база, живой корм для лошадей! Хочу развести целый табун. Планы у меня большие. Прирос я, видимо, к этой земле.