Андрей Матвеев променял выгодный бизнес на фермерское хозяйство

Житель Бохана разводит овец и восстанавливает поля

«Любое дело может быть выгодным. Главное — заниматься им серьезно», — раскрывает секрет своего успеха фермер Андрей Матвеев. Фермером Андрей Климович стал не так давно. Первую посевную в своей жизни провел всего пять лет назад. До этого занимался лесопереработкой, был одним из ведущих предпринимателей района. Неожиданно для всех он оставил часть бизнеса и вплотную занялся сельским хозяйством. Результаты видны уже сейчас. Площадь посева зерновых и поголовье животных растут с каждым годом. Как навыки ведения бизнеса помогают в распашке полей, узнала корреспондент «Окружной правды».

Дальняя заимка

— Не знаю, что побудило меня заняться сельским хозяйством. Наверное, надоело видеть, как разрушаются местные колхозы и угасает жизнь в деревнях. За примером далеко ходить не надо. Мои родители родом из деревни Бутугуй Боханского района. Когда-то в этих местах жили зажиточные буряты, а теперь о том, что здесь стояли дома, напоминают ямы и остатки заборов. Поэтому я решил поставить на месте деревни заимку, — говорит Андрей Матвеев.

Сейчас на заимке живут конюх и пастух, они следят за постоянно увеличивающимся поголовьем животных. Андрей Матвеев занимается разведением коней и овец. Последние — гордость фермера. Вес взрослого барана доходит до ста килограммов. Корма хватает — фермер постоянно увеличивает посевные площади. Часть урожая уходит на корм скоту.

— В прошлую кампанию было посеяно 250 гектаров, а в этом планирую посеять минимум 450 гектаров зерновых, — говорит Андрей Климович. — Урожай обычно хороший. Старики говорят, что рядом с моими полями бьют ручьи, поэтому засухи не бывает. Зато в дождливую погоду убирать трудно. Вечером приходится рано прекращать работу, потому что сразу после захода солнца выпадает роса. Основной проблемой остается кадровый вопрос. Это касается не только сельского хозяйства. Я бросил заниматься лесопереработкой, потому что трудно найти хороших рабочих. Многие предпочитают воровать лес и зарабатывать легкие деньги, чем трудиться на легальном предприятии и получать стабильную, но не огромную зарплату. Вообще, я очень страдаю от нелегальных лесозаготовок. Машинами разбита дорога к моей заимке, поэтому теперь в дождь добраться туда можно с большим трудом. Когда выезжаю на уазике, всегда беру с собой трактор. Бывает, что приходится вытаскивать машину. Также часто буквально прокладываю себе новую дорогу — рублю валежник. Поэтому в моем багажнике всегда лежит бензопила «Дружба». Из-за такого качества дорог не могу завести коров. Возить доярок на заимку нужно будет постоянно, а гарантировать доставку до места можно только при хорошей погоде. По оценкам Андрея Матвеева, скоро лес в районе закончится и у местных пропадет нелегальный источник заработка. Людям нужно будет где-то работать. Уже сейчас дальновидный фермер начал строительство мини-фермы и восстановление обанкротившегося совхоза в Новой Иде.

— Самым большим испытанием за время моего занятия сельским хозяйством стало получение субсидий по национальному проекту. Пришлось преодолевать множество бюрократических уловок, написать кучу бумаг. Всего я трижды получал помощь от государства. Каждый раз приходилось доказывать, что я кредитоспособен. Говорят, я единственный фермер в районе, кому удалось получить ощутимую помощь. А ведь я занимаюсь бизнесом, мне проще. Это возмутительно! Поднимать сельское хозяйство при таких законах очень сложно. Но все же мне удалось получить кредиты, и теперь я занят восстановлением хозяйства бывшего совхоза в Новой Иде. Зерносклад уже запущен. Осталось перенести часть гаражей на мою заимку. Вся техника стоит там. Также на заимке будет построена мини-ферма. Нулевой цикл уже отстроен. На ферме появятся помещения, в которых будут поддерживать только что родившихся жеребят и ягнят.

Цыганский конь

В планах у Андрея Матвеева — начать разведение эдильбаевской породы овец. Животные этой породы отличаются большим весом: норма для взрослого барана — 130 кг. Но в этом году закупить их не получилось.

— Несмотря на то что я кроме сельского хозяйства занимаюсь продажей топлива, денег на все не хватает. Приходится от чего-то отказываться. Но на будущий год обязательно съезжу в Читу за этими овцами. Еще бы хотелось заняться пошивом изделий из их шерсти. Сейчас у меня 60 голов овец, материал есть. Но нет женщин, которые могли бы производить качественную продукцию. Молодежь не умеет вязать, а люди в возрасте уже не в силах мне помочь, — говорит Андрей Климович.

Лучший конь фермы — Барон. По слухам, его и вправду купили у цыганского барона, известного коннозаводчика. Андрей Матвеев на эту тему распространяться не любит, но признается, что лошади — это его страсть:

— Барона купили как хорошего племенного жеребца. На скачки его, конечно, не выставишь. Но это очень хороший конь. Моя мечта — купить лошадь, которая могла бы участвовать и побеждать в соревнованиях.