Любимая учительница уходит в мэры

Новый мэр Новонукутска хочет учиться

В пятом классе изучали совершенные и несовершенные глаголы. Тема не такая уж сложная, но дети отвечали невпопад. Учительница русского языка и литературы Ольга Николаевна Кархова внимательно осмотрела класс: в чем дело? Особой строгостью, от которой дети впадают в ступор, она не отличалась, но иногда бывает достаточно одного ее взгляда, чтобы какой-нибудь шалун тут же взялся за работу. На этот раз не сработало.

— Ольга Николаевна, а правда, что вас выбрали мэром?

— Правда.

— Жалко, теперь вы от нас уйдете...

Пятый класс на днях ее буквально убил: отвечая на вопрос школьной анкеты "Ваша любимая учительница", все до единого назвали ее имя.

Что делать?

Этот популярный среди русской интеллигенции вопрос — что делать? — Ольга Николаевна до последнего времени воспринимала в большей степени как литературный, чем как жизненный. Но в тот день, когда ее выбрали главой Новонукутской администрации, она несколько раз спросила себя: что делать? Нерешительность и мечтательность не в ее характере, но и о власти не помышляла, не представляла себя в этой роли. Не надеялась даже в думу войти — 20 уважаемых соперников, казалось, не оставляли ей никакого шанса. Предприниматели, врачи, хозяйственники — и вдруг она, простая учительница...

За полчаса до выборов к ней подошел глава района Сергей Гомбоев:

— Ольга Николаевна, буду вас предлагать на пост мэра.

Когда-то с Гомбоевым она училась в одной школе — на два класса всего-то младше, но особо знакомы не были. Когда он приметил ее? В прошлом году, правда, вместе работали — он в должности главы Новонукутска, она депутатом местной думы. Дебаты в думе иногда были жаркими. Кархова настойчиво требовала помощи для Новонукутской средней школы: нет стульев, ученики сидят на табуретках, и от этого у многих развился сколиоз. Несмотря на прорехи в местном бюджете, стулья — около тысячи — все же приобрели, и это было первой ее победой как депутата. Не только ее, конечно. После роспуска муниципального образования она во второй раз пошла на выборы — в школе много еще проблем. Но мэром... Весь ее административный опыт исчерпывался постом директора пионерлагеря "Березка" несколько лет назад. Но опять же дети, а тут — взрослые...

Предложение Гомбоева ее откровенно напугало:

— Мне страшно... Дело новое, боюсь не справлюсь...

— Справитесь, Ольга Николаевна.

Через полчаса местная дума с преобладающим числом мужчин (восемь — против четырех женщин) единогласно проголосует за ее кандидатуру. А потом кто-то пошутит: "Мужики хитрые, решили на женщину все свалить".

Просьба родителей

После выборов телефон в доме у Ольги Николаевны не умолкал: звонили родители ее учеников — поздравляли и одновременно жалели, что теряют такого учителя. Ее седьмой класс был явно опечален, да и не с руки бросать детей среди учебного года, а потому тут же и решила совмещать две работы: 27 часов, как сейчас, ей, конечно, будут не по силам, но семь-то часов для своего класса как-нибудь выкроит. Если не во вред будет основному делу. В угоду работе приходится отказывать себе во многих приятных вещах. Когда-то, к примеру, очень любила вязать, двух своих сыновей обвязывала с ног до головы. Теперь времени хватает лишь на варежки и носки. Скоро, наверное, и от этого придется отказаться. Даже почитать толком некогда, по телевизору посмотреть "Есенина". Пока тетрадки проверишь да с коровами управишься... Кстати, на счет коров: сейчас, наверное, у мужа, Игоря Викторовича, забот с ними прибавится. Он вроде не против. Ее избрание в мэры поддержал, сказал — палки в колеса вставлять не будет. Ну а дети, школьники Женя и Саша, были просто в восторге от того, что мама уйдет из школы: "Слава Богу, теперь не будут говорить, что наша мама учительница и надо бы нам поприлежнее быть".

Реакция родителей на уход из школы, откровенно говоря, ее удивила: неужели к ней так хорошо относятся? Мягкосердечной она никогда не была. Однажды ее спросили: "Вы когда-нибудь плачете?" — "Редко, но бывает". Пришлось задуматься: когда же последний раз плакала? Наверное, на похоронах отца прошлой зимой. Погиб на работе. Отца любили, уважали. В семье объявили траур — Ольга Николаевна на год отказалась петь в местном ансамбле "Рябинушка". Плакала, когда сыну операцию делали, свечку в церкви поставила. Смешно, но иногда слеза наворачивается перед экраном — передача "Жди меня" просто душу рвет...

— Ну а дети вас могут до слез довести?

— Вот это — никогда. Уж скорее я их. Недавно два семиклассника прогуляли уроки, я им такое устроила... Сказали: "Больше в жизни не прогуляем!"

Но как бы строга она ни была, ребенка унижать никогда не будет. На родительских собраниях во всеуслашание ни про кого плохого слова не скажет: о проблемах — только с глазу на глаз. Каждый ребенок — личность, и, если даже учится плохо, это не значит, что он плохой. Деликатность и неконфликтность любого учителя украшают. Мэра, наверное, тоже. Уже сейчас народ к ней идет: "Ольга Николаевна, между домами несанкционированная свалка появилась", "Деревья спилили и бросили..." Как всех услышать? Как помочь? Учительское чутье ей, конечно, подскажет, но этого мало...

Кто научит?

О том, что работа в администрации — большая головная боль, Ольга Николаевна, конечно, знала. Сколько копий в прошлом году сломали, деля скудные копейки на беды села. Асфальтирование не ведется, освещения нет, водопровод сработан еще "рабами Рима" — только что три дня без воды сидели. В одном месте трубу починили, и тут же рядом прорвало. Но кому-то же надо этим заниматься! Другое дело — как? С чего начать? С этими вопросами Ольга Николаевна пошла к начальству. Слышала, что в области организованы курсы для новых мэров, а мы чем хуже? До Нового года надо устав и бюджет принять — а как это делать? К работе думы много новых требований. В прошлый раз бюджет просто спустили из района, даже не обсуждали его. Сказали: голосуйте как есть, а то без зарплаты останетесь. А как сейчас будет?

Дума теперь тоже забота ее, по совместительству спикера. Заместитель будет работать на неосвобожденной основе, так что самой придется заниматься даже такими вопросами, как организация летней пастьбы скота. И еще: раз администрация снова становится во главе муниципального образования, то необходим штат квалифицированных работников. Сейчас администрация — это глава и секретарь, а нужен будет как минимум еще и грамотный экономист.

С обучением Ольге Николаевне пообещали помочь. Время идет — после Нового года надо приступать к обязанностям мэра, только ни о каких курсах пока не слышно.