Из больницы — на Сур-Харбан

Мастер спорта по городкам на праздник отказался болеть

В начале весны у Василия Петровича Иванова обострился гастрит. Сказались-таки голодное детство ("Ложился с мыслью поесть, просыпался с нею же") и 25 лет работы во вредном кузнечно-штамповочном цехе авиазавода. От госпитализации долго отнекивался — шли соревнования по городошному спорту. Но деваться некуда, и в июне залег по полной программе. Курс лечения, однако, еще не закончился, как Василий засуетился:
— Отпустите меня?
— А в чем, собственно, дело? — поинтересовался лечащий врач.
— Болеть больше не могу — окружной Сур-Харбан начинается...

Городки — бурятская забава
В городошный спорт Василий пришел случайно. Будучи мастером по национальной борьбе, приехал как-то из родной Кударейки в Иркутск. Зашел на стадион и услышал стук бит. Про городки, конечно, знал — исконно русская национальная игра. Но чтобы бурят биту бросал... Стадион в этот момент с любопытством наблюдал за маневрами Батюра Цыбикова, мастера спорта СССР и инженера Иркутского авиазавода.
Через шесть лет Василий также станет мастером — только уже не СССР, а России, и совершенно искренне уверует, что городки — это бурятская национальная забава. Просто никто не догадывается об этом. Участвуя в кубках России и Европы, с юморком убеждал соперников:
— Городошнику нужен меткий глаз — у моего народа он есть: глаз лучника вынослив и точен. Быстрая рука — пожалуйста: батыры Чингисхана успевали выпустить четыре стрелы, прежде чем первая долетит до цели...
Но самым веским доводом был он сам, по уши влюбленный в городошный спорт. А Батюр Бадмаевич Цыбиков, который когда-то играл в команде Осинского района? А мастер спорта из Нукутов Мэлс Бидагаев? А отец и сын Сахиновы из Алари? Список можно продолжить — энтузиастов много. Только спортом городки в округе так и не стали — просто забава...
Округу городки не нужны?
Городошный спорт в последние годы не только в Иркутской области, но и в целом по России пришел в упадок.
— Почему я, бурят, должен убеждать русских людей развивать этот спорт, — горячится Иванов в высоких кабинетах.
Может, потому и перекинулся на Усть-Орду. Округ как-то спортивнее... На Сур-Харбане то и дело просят: "Дай, Вася, кинуть". А он боится биту дать — без подготовки можно и человека зашибить.
В свое время городки в программу окружных Сур-Харбанов ввели по инициативе бывшего работника окружного партаппарата Карла Дамбинова, дабы соблюсти балланс между национальными видами спорта. Базу, однако, не создали — не хватает инвентаря, нет профессиональных тренеров. Иванов предложил себя — согласен работать без зарплаты, не нужна квартира ("Зимой во вьюшке поживу") — но и тут поддержки не нашел. Властны люди, выслушав Василия, только руками развели:
— Тут серьезных проблем не расхлебать, а ты — городки...
— Куда серьезней-то? Возьмете тренером — 100—150 ребятишек от пива и токсикомании оторву! 10—15 мастеров воспитаю...
В последнее время Василий закручинился: пока строится спорткомплекс в Усть-Орде, можно было бы туда краном занести городошные листы. Без демонтажа. Уже и лист в Иркутске нашел. Бесплатно. Тогда как стоит он не меньше 20 тысяч. Дело осталось за малым — транспорта нет.
... За четыре дня до окружного Сур-Харбана в палату N 1 гастро-энторологического отделения авиазаводской больницы вошел врач:
— Иванов, получи полис — тебе же ехать надо.
Все отделение уже знало, куда и зачем едет Василий: судьей на Сур-Харбан. Отговаривать — только здоровью вредить: в конце концов, все болезни от нервов. Василий же всеми нервами был уже там, в Кутулике. Врачам он так и сказал:
— За спорт я болею больше, чем за желудок.
Поймут ли его?