Растёт грузопоток

Александр Кравцов — машинист электровоза
Александр Кравцов — машинист электровоза
Байкальский тоннель
Байкальский тоннель
Северобайкальск
Северобайкальск
Юрий Рожков — машинист электровоза эксплуатацион- ного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный, заслуженный работник транспорта Российской Федерации
Юрий Рожков — машинист электровоза эксплуатацион- ного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный, заслуженный работник транспорта Российской Федерации

В этом году БАМ – одна из крупнейших в мире железнодорожных магистралей – отмечает своё 50-летие. Длина основного пути от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км.  Благодаря БАМу страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану – на 500 км короче, чем по Транссибу, и доступ к богатейшим месторождениям природных ресурсов.

Солидная дата и большая история Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Юбилей БАМа отмечается по всей стране. Впереди 8 июля – День бамовца, торжественное мероприятие в Музыкальном театре имени Н.М. Загурского, поезд «Огни магистрали» поедет на Западный участок БАМа. И много воспоминаний, и много хороших, добрых слов впереди…

Но сегодня не об этом. Поговорим о настоящем. Что происходит на БАМе сегодня? Как работают и какие задачи решают бамовцы?

«Кадры решают всё»

Всего в строительстве БАМа за всю его историю участвовало около двух миллионов человек. В первую очередь хочется отметить, что, как и прежде, студенческие отряды участвуют в строительстве инфраструктуры железной дороги. Организуются они с 2022 года.

В 2024 году на полигоне ВСЖД планируется задействовать в рамках летнего трудового семестра 883 студента. С этого года стройотряды впервые формируются в дирекциях управления движением, моторвагонного подвижного состава, тяги и социальной сферы. Ребята будут работать с 1 июля по 31 августа.

Но не только со студентами ведётся профориентационная работа. Школьники могут узнать о профессии железнодорожника и, заинтересовавшись, поступить в профильные техникумы, колледжи и Иркутский государственный университет путей сообщения. Специалисты РЖД проводят встречи в школах, на своём примере показывают и рассказывают, что представляют из себя профессии на железной дороге и какие они бывают. Это позволяет привлекать молодых людей для обучения по профильным специалитетам.

В настоящий момент на условиях целевой подготовки обучается 1 тыс. человек по очной форме, из них 294 студента заключили договор о целевом обучении со структурными подразделениями на БАМе.

На железной дороге умеют ценить кадры, знают, как научить профессии, и готовы вкладываться в молодых специалистов. И в процессе продвижения каждого человека по карьерной лестнице не жалеют льгот, надбавок и хороших зарплат.

Например, в структурных подразделениях на БАМе установлены зональные надбавки, и это справедливо и выгодно отличает работу на железной дороге от других видов занятости.

Работать и жить в условиях Сибири сложно. Но когда знаешь, что на работе тебя ждёт дружный коллектив, а для семьи строится квартира, то трудности становятся уже не такими большими, и смотришь в будущее гораздо спокойнее.

На ВСЖД работает программа строительства технологического жилья в регионе БАМа, и  реализуется она с 2014 года. За это время были построены многоквартирные дома на станции Новая Чара, в Таксимо, Коршунихе, Усть-Куте, в Северобайкальске. До 2028 года планируется построить ещё два 33-квартирных дома на станции Таксимо. А отдельным категориям работников выделяются денежные средства на приобретение жилья в собственность.

В границах БАМа для детей работников железнодорожных предприятий функционируют детские сады ОАО «РЖД», магистраль оплачивает проезд к месту работы и отдыха.

Поэтому есть примеры, когда в нашу область приезжают работать специалисты даже из других регионов страны.

Нельзя не сказать, что, придя на работу в далёкие 70-е годы, многие люди так и проработали на дороге всю свою жизнь, а сколько династий трудится на магистрали! Возможно, это и ваша судьба? Может, магистраль ждёт именно вас?

 Олег Белозеров, глава ОАО «РЖД»:

 «Как и десятки лет назад, дальневосточная тайга покоряется воле мужественных людей»

Стройка века продолжается

Условия строительства БАМа были крайне неблагоприятны: большая часть магистрали пролегает в зоне вечной мерзлоты. Дорога пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов.

Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяжённости БАМа. На трассе пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (каждый протяжённее 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков.

В 2024 году на участках БАМа и Транссиба будет модернизировано 32 объекта инфраструктуры, из них 23 расположены на Байкало-Амурской магистрали. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить два разъезда, ещё два – реконструировать, построить 15 двухпутных вставок, уложить вторые пути на четырёх перегонах.

К примеру, в марте на БАМе был запущен новый разъезд на участке Дзелинда – Кирон. Общая протяжённость вновь уложенных путей составила 2,9 км, там установлено восемь стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки.

В апреле открыто движение поездов на разъезде, расположенном на участке Кирон – Ангоя (Бурятия) и по новым вторым путям на перегонах Таковка – Небель (Иркутская область), Янчуй – Чуро (Бурятия). Общая протяжённость вновь уложенных путей составила 29,8 км, установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети.

По данным ВСЖД, открытие движения на этих объектах позволит увеличить провозную способность БАМа на участке Лена – Таксимо с 24,7 до 51,2 миллиона тонн грузов в год.

В мае 2024 года Правительство РФ одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Он рассчитан до 2035 года на общую сумму более 3,7 трлн рублей. Его реализация позволит увеличить провозную способность этих магистралей со 180 млн тонн в 2024 году до 210 млн тонн в 2030 году, до 270 млн тонн в 2032 году.

Работы будут вестись на 24 участках: 12 из них относятся к Транссибу, 10 – к БАМу, ещё две линии должны соединить магистрали между собой.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры подразумевает:

• возведение вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и моста через реку Амур,

• строительство обхода Хабаровского транспортного узла,

• развитие Находкинского транспортного узла,

• прокладку вторых главных путей на определённых участках.

«Расширение Восточного полигона создаст новые возможности для промышленных предприятий, особенно в добывающих и обрабатывающих секторах. Поможет также нарастить грузопоток и сократить общее время в пути. Увеличатся объёмы заказов, появятся новые рабочие места. Будут благоустроены территории вдоль магистралей, что повысит качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке», – подчеркнул председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

Начальник ВСЖД Вадим Владимиров:

«Мы видим положительную динамику погрузки предприятий, использующих инфраструктуру БАМа»

Восток в приоритете

Байкало-Амурской магистрали сейчас отводится существенная роль в перевозке грузов на восток страны. По ней активно перевозят уголь, руду, металлы.

Последние 10 лет реализуется второй этап строительства магистрали – БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб). 8 июля 2014 года на одном из ключевых участков Байкало-Амурской магистрали, перегоне Таксимо – Лодья, было уложено серебряное звено второго пути.

За десять лет реализации этого проекта в границах Восточно-Сибирской магистрали введено в эксплуатацию более 210 объектов, в их числе свыше 200 км дополнительных главных путей, а также знаковый для дороги объект – новый Байкальский тоннель протяжённостью 6,7 км.

Модернизация дороги продолжается. Из 41 объекта на ВСЖД, модернизация которых проведена в 2023 году, на  БАМ приходится 37.

К 20-летию ОАО «РЖД», 1 октября 2023 года завершено строительство второго главного пути на участке Тайшет – Тагул, что увеличило грузопоток, следующий в направлении Дальнего Востока. Его протяжённость почти 13 км.

В 2024 году уже видна положительная динамика погрузки. Так, в I квартале общая погрузка предприятий, расположенных на участке БАМа, продемонстрировала рост на 7,8%. Существенным оказался рост (в 9,9 раза) перевозок руды с связи с запуском Удоканского горно-металлургического комбината в Забайкальском крае. Перевозка бумаги выросла на 10,5%.

Погрузка со станций Восточно-Сибирской железной дороги географически ориентирована на восточное направление: доля востока составляет 53%, в том числе на экспорт в данном направлении отгружается более 83,5% товаров. Сейчас только 9% продукции предприятий отправляется в западном направлении.

О пассажирах и для них

По состоянию на 2024 год парк пассажирских вагонов вагонного участка Северобайкальск Восточно-Сибирского филиала «Федеральной пассажирской компании» насчитывает более 200 вагонов. Это один из самых «молодых» парков среди структурных подразделений филиала. Почти половина – 91 вагон – 2022-2023 годов выпуска. Они выполнены в компоновке двухвагонных сцепов. Сегодня именно эти вагоны курсируют в составе фирменного поезда «Северобайкальск – Москва».

В этом году будет обновлён состав поезда №381 Иркутск – Северобайкальск, который курсирует в направлении БАМа. Планируется поставка 77 новых вагонов.

Полувековой юбилей БАМа вокзал станции Лена в городе Усть-Куте встретит с новым пристроем со стеклянными стенами в 1200 кв.м. Здесь разместятся зал ожидания, кассы, кафе, игровая зона для детей и санитарно-бытовой комплекс.

Локомотив «Ермак» серии 3эс5к
Локомотив «Ермак» серии 3эс5к