Путеводитель в науку

Клумбу из растений, которые раскрываются в разное время суток, создал иркутский школьник
Текст: Наталья Федотова , Фото: автора и Алексея Чемезова , Копейка , № 8 от 4 марта 2020 года , #Общество
Необычную клумбу высадил юный Айдар Каламбаев
Необычную клумбу высадил юный Айдар Каламбаев

О современной молекулярной биологии, генной и клеточной инженерии и о многом другом рассказывают в Малой школьной академии (МША) при СИФИБР СО РАН. С 2005 года в академии проводятся научно-практические конференции «Изучая мир растений». В этом году в Иркутск приедут юные исследователи из Усолья, Шелехова, Братска, а также из Бурятии, Новосибирска и Дагестана. Число участников растёт с каждым годом: если пять лет назад на конференцию приезжали 10—20 человек, то в этом году школьники подали 171 заявку.

Гусеницы — это интересно!

Аня Чемезова учится в седьмом классе школы № 24 г. Иркутска, но уже занята серьёзной научной работой — «Изучение энтомопатогенных грибов для биологического контроля численности сибирского шелкопряда». В этом ей помогают педагоги и сотрудники научных институтов —
СИФИБРа и Лимнологического.

— Я ещё в третьем классе училась, когда смотрела новости по телевизору и там рассказывали, какой большой вред нашим лесам наносит шелкопряд, — рассказывает Аня. — Мне стало интересно — что это за гусеница, которая съедает до 90 процентов хвои?

Интерес дочери поддержал папа, Алексей Вениаминович, учёный в энергетической отрасли. Сейчас признаётся: помогая дочке, открыл немало нового для себя.

— Мы обратились за помощью к специалистам из отдела воспроизводства лесов России, — рассказывает Алексей Вениаминович, — и они привезли нам коробку сибирского шелкопряда. Около трёх месяцев гусеницы жили у нас дома, мы ставили над ними опыты. Сейчас заняты изучением генетики грибов, способных сокращать численность вредителя.

Для борьбы с сибирским шелкопрядом, объясняют Чемезовы, создано много препаратов — от химических до биологических. Но химия пагубно действует на другие живые организмы, а к паразитическим грибам гусеницы постепенно вырабатывают иммунитет.

— Поэтому наша задача — найти более эффективный биопрепарат, — объясняет семиклассница.

За пять лет Анна Чемезова выступила на девяти конференциях, а скоро поедет защищать свою работу в Москву.

— Сейчас дочь занимается работой, которую делают аспиранты, — не без гордости замечает Алексей Вениаминович. — Разобрать гриб на нуклеотиды, посмотреть, из чего он состоит, это вопросы кандидатского минимума! Летом перед нами стоит грандиозная задача — вывести новый вид гриба. То есть уже в школе ребёнок получил возможность заниматься наукой! И в этом огромная заслуга МША СИФИБРа.

Площадка Малой школьной академии уникальна, выступать на конференциях учащиеся могут бесплатно, а это важно для талантливых детей из небогатых семей. Для школьников проводят множество конференций, но они платные и конкурсные.

— Считаю, к детям это неприменительно, — уверена Ольга Калугина, старший научный сотрудник СИФИБРа и руководитель АНО «Содействие исследовательской деятельности школьников в области биологии». — Конференция — это место, где обмениваются опытом, делятся наработками, но это не конкурс.

«Живые часы»

Конференции показывают, что интерес детей к миру растений растет, работы становятся разносторонними. Школьники выбирают как экологическое направление, так и сельскохозяйственное. Отдельный пласт — юннаты, которые выращивают экзотические фрукты, несвойственные нашему региону. Много работ посвящено лекарственным травам.

Одна из таких интересных работ — «Живые часы». Ученик ново-ленинской школы № 38 Айдар Каламбаев высадил клумбу из растений, которые раскрываются в разное время суток. Глядя на эту клумбу, можно примерно сказать, который час. Так, раньше всех, в пять утра, просыпаются мак и шиповник. Следом, в шесть утра, — одуванчик. Гвоздика — в девять часов. Лютик раскрывается в 7—8 утра, а закрывается в 15—16 часов. Последним закрывается шиповник — в 19—20.

— Такую работу, думаю, может взять на вооружение любая организация, которая занимается ландшафтным дизайном, — говорит Ольга Калугина, — например, горзеленхоз. Ведь это готовое практическое руководство!

Не меньше удивляют работы по спирогире. Раз спирогира хорошо живёт в грязных водах, предположил один из юных докладчиков, то, может быть, её можно использовать как биофильтр для очистки воды? В науке, отмечают сотрудники СИБИФБРа, до этого ещё даже не додумались. А ещё школьники составляли карту загрязнений Иркутска, опираясь на данные, полученные на основании состояния деревьев сосны. Показывали, как правильно отбирать пробы, как считать хвоинки, побеги разных лет. Проанализировав большой объём данных, пришли к выводу, что самые грязные места в городе — центр и Ново-Ленино. Наиболее чистые — прилегающие микрорайоны, такие как Искра, Топкинский.

Одним из заключительных этапов работы конференции является публикация сборника работ школьников. На данный момент в свет вышли уже две книги, по итогам XV конференции появится третья. Пользоваться сборниками смогут школьники, учителя и студенты. Экземпляры рассылаются во все ведущие библиотеки страны.

— В прошлом году в рамках АНО мы выиграли президентский грант, — рассказывает Ольга Владимировна, — и смогли издать методичку для учителей.

Безусловно, вся эта работа выходит за рамки школьной программы. И в этом её особая ценность.

— Детям небезразлична судьба нашего региона, — продолжает Ольга Калугина. —Например, когда начали разрушать скальник Старая Крепость, ученики иркутской школы № 34 встали на его защиту. Сейчас они создали экоотряд, проводят комплексные исследования: изучают скальник, растения, произрастающие на экологической тропе. В их планах — разработка и установка информационных щитов. На конференции все дети получают грамоты — либо победителя, либо призёра. Единственное отличие этого года — старшеклассники впервые получат дополнительные баллы для поступления на биофак. И возможно, кто-то из них вырастет человеком, по-настоящему увлечённым наукой, и сделает немало важных открытий.

Пятнадцатая научно-практическая конференция для школьников состоится 3 апреля на биофаке ИГУ. Но на этом работа МША не заканчивается. В марте АНО «Содействие исследовательской деятельности школьников в области биологии» подаст заявку на новый грант. В их планах — разработка детьми эколого-просветительских маршрутов. В нашем регионе много интересных мест, куда можно сходить в выходные. Увы, не все знают даже, как туда попасть. В этом и поможет путеводитель, который разработают дети.

Анна Чемезова во время проведения научных опытов
Анна Чемезова во время проведения научных опытов