Провалиться в болото. С удовольствием

И «перезарядить» гранату по колено в жиже
На одном из внедорожных участков серьезно застрял в болоте экипаж из Братска. Цеплять лебедку, чтобы выбраться, пришлось к настоящему якорю.
На одном из внедорожных участков серьезно застрял в болоте экипаж из Братска. Цеплять лебедку, чтобы выбраться, пришлось к настоящему якорю.

Павел Кузнецов нашел идеального штурмана — сына Андрея.
Павел Кузнецов нашел идеального штурмана — сына Андрея.
У «Нивы» развалилась граната. Экипаж оперативно провел ремонт в дорожных условиях.
У «Нивы» развалилась граната. Экипаж оперативно провел ремонт в дорожных условиях.

Они выбрали грязь и соответствующие машины — внедорожники, причем нередко отечественного производства, потому что их железо надежнее. Многие из участников прекрасно знают, что такое лес и тайга, в свободное время охота и рыбалка — их занятие. Под Иркутском прошел заключительный этап Кубка Иркутской области по внедорожному многоборью. А до этого сибирские любители бездорожья мерились умением экстремального вождения в отсутствие дорог все лето, кроме областного центра еще и в Тулуне и Братске.

Коварные метры

Для проведения финальной гонки выбрали леса Мельничной пади. Старт гонки был дан возле деревни Новогрудинино. А после стартовых ворот джиперов ждали спецучастки — пять трасс по 50 метров, которые требовалось пройти в ограниченное время — за 15 минут.

Казалось, что эту небольшую, но коварную для джипов дистанцию можно быстрее пройти пешком. Но в отведенное время уложились не все экипажи. Причиной тому труднопроходимое болото и поднявшийся уровень Иркутского водохранилища. В результате такого избытка водной стихии некоторых участников пришлось эвакуировать, вытаскивая из трясины на лебедке.

Естественно, что без поломок не обошлось. Например, у красной «Нивы» в болоте вырвало гранату, то есть ШРУС, и экипаж взялся за экстренный и непростой ремонт прямо в поле в надежде успеть на следующие участки.

— Основная цель участников — преодолеть трассу как можно быстрее. Она состоит из нескольких специальных участков и секций, подготовлена здесь и трофи-трасса. То есть проявить себя можно на спецтрассах и в ориентировании. Машины участников поделены на разные уровни внедорожной подготовки. Чтобы победить, необходимо собрать максимальное количество баллов за взятие точек в отведенное время и избежать начисления штрафов. Общая площадь полигона 40 на 40 километров. Время гонки — 12 часов. За световой день не уложиться, поэтому мы решили использовать и вечернее время, — в интервью «СМ Номер один» сообщил Альберт Туманов, организатор гонки.

С сыном в бой

Обычно участники подобных джиперских состязаний готовят свои автомобили самостоятельно. Но собрать и подготовить такую машину — это полдела, считает Павел Кузнецов. Главное — найти надежного штурмана. Павел участвует в соревнованиях вместе с сыном Андреем, они понимают друг друга с полуслова.

— Впервые взял сына на подобные соревнования в 2013 году. С тех пор много всякого было. Вот на этот раз на одной из спецсекций мы завязли в болоте, а вот четвертую секцию прошли очень хорошо. У нас компактный внедорожник «Сузуки Джимни», мы вместе поставили большие колеса, сделали лифт подвески, установили лебедку. Теперь это не городская машина, приобрели ее только для выездов на природу, как квадроцикл. Помню, как сыну понравились первые соревнования, возник интерес. Он у меня теперь штурман, ему 17 лет, пока рано за руль самостоятельно садиться. Конечно, жена относится к нашим соревнованиям неоднозначно, но отпускает, как говорится, скрипя зубами, — говорит джипер.

Остался только кузов

Одним из вышедших на старт в классе «Экстрим» оказался ГАЗ-69 возрастом в полвека. Неужели старичок сможет потягаться своими небольшими лошадиными силами с более свежими собратьями, во внуки годящимися?

Но оказалось, что у этого ГАЗ-69 1971 года выпуска от стокового автомобиля остались только мосты и кузов. Его экипаж, ребята из Ангарска, переделал машину полностью. Они уже становились неоднократными победителями в классе «Экстрим» и в следующем году хотят заявиться даже на неофициальный чемпионат мира, ближайшие этапы которого будут проходить в Монголии и на Байкале.

— Автомобиль мне достался от отца. Кузов мы оставили родным, а вот трансмиссию всю переделали. Единственное, что там осталось — это военные уазовские мосты полностью на блокировках, — рассказал пилот этого внедорожного монстра Дмитрий Кириленко. — Поставили сюда японский мотор, чемпионский, от «Ленд Крузера» 1995 года. Так что машина у меня вышла надежная. В советское время умели делать кузовы: состав металла, по сравнению с нынешним, намного лучше. На гонках современные джипы лопаются, а я таких проблем не знаю. Даже не планирую в будущем менять машину, продолжим с напарником ее дорабатывать — облегчим наполовину, переделаем подвеску. Все делаю собственными руками. Расходы большие, вот сейчас нужно вложить в подвеску еще 200 тысяч. Спонсоров у меня нет, все из собственного кармана. Но пока нет семьи, могу себе позволить.

Чем лучше пилот, тем суше штурман

В этом году штурманам пришлось по грудь в воде бродить уже с самого старта. Воды и грязи было в избытке. Чтобы спасти застрявшие машины, экипажам приходилось применять лебедку, но не всегда ее длины хватало до деревьев. В этом случае бросали якорь, похожий на плуг, который врезался в почву и позволял вытянуть машину.

— Штурмана я искал долго. Потом мне посоветовали Михаила, я его кое-как уговорил, и теперь он со мной катается, очень сильно помогает. Гонка ведь вся зависит от штурмана — как он покажет дорогу, так я и поеду. Штурман и пилот должны быть как единое целое. На спецсекции мы даже не стали соваться. Впереди нам еще сутки кататься, ждет ориентирование. На нем и собираемся набрать баллы, а утопить тут машину в планы не входит. Местность нам абсолютно незнакомая, организаторы постарались на славу, — с удовольствием подытожил Дмитрий Кириленко.

В итоге его экипаж в классе «Экстрим» занял второе место. Это почти победа, ведь далась она ох как нелегко.

Чтобы спасти застрявшие машины, экипажам приходилось применять лебедку, и не всегда ее длины хватало до деревьев.
Чтобы спасти застрявшие машины, экипажам приходилось применять лебедку, и не всегда ее длины хватало до деревьев.
Картинка для обложки: