Приключения Покера и Водопада

Как иркутских жеребцов везли через всю Россию
Дорога до Москвы заняла у Порошиных пять суток. Обратно ехали уже не торопясь — девять суток
Дорога до Москвы заняла у Порошиных пять суток. Обратно ехали уже не торопясь — девять суток

Александр и Анна Порошины поженились в 1999 году. Осенью супруги отметят серебряную свадьбу
Александр и Анна Порошины поженились в 1999 году. Осенью супруги отметят серебряную свадьбу

Вы когда-нибудь задумывались, как люди путешествуют с лошадью? Не на лошади, а именно с лошадью. Недавно иркутские спортсмены Порошины вернулись со всероссийских соревнований в Москве. Мы выяснили, как они добирались до столицы в крепкие морозы с жеребцами в прицепе, сколько наград привезли и какую роль во всей этой истории сыграл ипподром «Байкал».

Соревнования по конному спорту проходят в разных уголках страны. Чтобы принять в них участие, всадникам необходимо добраться до стартов самим и привезти своего верного напарника – лошадь. Порой путь от дома до места проведения турнира оказывается даже более захватывающим, чем сами соревнования. Как свозить двух породистых жеребцов в Москву в лютые декабрьские морозы и привезти с собой целую россыпь наград? Об этом нам рассказала семья Порошиных, прославившая Иркутскую область на всероссийских соревнованиях в столице.

Любовь и лошади

Семья Порошиных известна в мире российского конного спорта. Супруги Александр и Анна – основатели конно-фехтовального клуба «Бретта». Она тренер и иппотерапевт, он чемпион России по арт-фехтованию и президент Федерации конного спорта Иркутска.

Будущие супруги познакомились 25 лет назад благодаря фехтованию.

– Мы же все выращены на «Робин Гуде» и «Трёх мушкетёрах». Это такая романтика: балы, танцы, гитары, конный спорт, фехтование, – рассуждает Анна.

В 2007 году Александр и Анна создали фехтовальный клуб, а в 2014-м добавили к нему приставку «конно». Тогда же семья приобрела первых скакунов. Сегодня у Порошиных 15 ухоженных любимцев, а их «Бретта» – самый большой клуб иркутского ипподрома «Байкал». В нём занимается свыше 70 человек, в том числе дети Порошиных.

На крупных соревнованиях часто звучат имена их старших дочерей Ксении и Алины. Младшие  Валентина и Михаил (им 14 и 16 лет) тоже уверенно держатся в седле. В декабре 2023 года Порошины снова всех удивили. Не только количеством наград, привезённых Ксенией и Алиной со всероссийских соревнований по конкуру «Виват, Россия!», но и отважным путешествием на автомобиле через всю страну с двумя конями в прицепе.

Знакомство в конюшне

«Конюшня – это край чудес: на час зашёл, на день исчез», – улыбаясь, предупреждают гостей Анна и Александр Порошины. Первым делом идём знакомиться с 26-летним Бегуном, которого они ласково зовут Бяша.

– Вы потрогайте, какая у него мягкая шкура, не бойтесь, он у нас очень общительный, – подводит Анна к спокойному будёновцу с огромными глазами. – Этот конь до сих пор один из лучших наших спортсменов. Скольких всадников он выучил, не сосчитать! Вот, дайте ему сахарок, видите, он просит!

В предвкушении лакомства Бегун грациозно вытягивает переднюю ногу. Чувствую горячее дыхание на ладони, с которой мгновенно исчезает кубик рафинада.

Следом идём угощать главных героев репортажа. Темпераментный 9-летний Покер – наполовину чистокровная английская верховая, наполовину американский рысак, и Водопад М, статный красавец ганноверской породы. Лишь после знакомства с породистыми спортсменами Порошины приглашают в тренерскую – пить чай и слушать.

Неприятности или приключения?

Ехать на соревнования в Москву Алина и Ксения Порошины вовсе не собирались, в это время они должны были выступать в Новосибирске или Иркутске. Когда соревнования отменили, Порошины нацелились на турнир в Челябинске. Стали собираться, но оказалось, что одному из жеребцов не хватает обязательной прививки. И лишь тогда осознали: успевают только в столицу, где всероссийские соревнования по конкуру проводит один из самых крупных и известных в стране конно-спортивных клубов «Виват, Россия!».

– Стали собираться в путь. Загнали в сервис наш «Одиссей» 1999 года выпуска. И начали готовить к дальней дороге коневоз. Это уже четвёртая его модификация, – объясняет Александр.

Коневоз – прицеп, оборудованный для перевозки лошадей, Александр собрал сам. Сначала конструкция вмещала одну лошадь. Затем глава семьи сделал повозку двухместной. Перед декабрьским путешествием коневоз подготовили к морозам.

– Мы его утеплили изнутри. Обтянули строительным материалом. С одной стороны там вспененный полиэтилен, с другой – серебристая плёнка, которая отражает тепло. Убрали все щели, откуда могло поддувать. Перебрали подвеску, усилили рессоры, чтобы грузоподъёмность соответствовала двум этим «слонам». Общая масса двух лошадей примерно 1100 килограммов, – рассказывает Александр.

В автопутешествие до Москвы отправиться по плану должны были Александр и Алина. Ксения добиралась на самолёте. То, что происходило дальше, достойно сюжета приключенческого фильма...

 – Мы выехали, но под Усольем у нас сломалась коробка передач. Пришлось вернуться в Иркутск. Снова поставили машину в сервис. Три дня искали исправную коробку, – продолжает Александр.

– Не зря говорят, что приключения – это правильно понятые неприятности, – улыбается Анна. – Нужно понимать, что спортсмены не могут приехать в день соревнований. Нужно, чтобы лошадки отдохнули, привыкли к новому месту. Плюс перед стартами необходимо пройти ветеринарную выводку – оценку готовности лошади к выступлению.

Если заказывать платную перевозку лошадей, то путь из Иркутска в Москву и обратно обойдётся в 300 тысяч рублей за голову.

Чтобы успеть на соревнования, Порошиным пришлось искать второго водителя, отозвался друг семьи. До первой большой остановки – Челябинска – доехали за двое с половиной суток. Там лошади почти сутки отдыхали в конюшне.

– Лошадь может ехать стоя достаточно долго, даже спокойно спать. Нужно только ненадолго останавливаться раз в 4-5 часов, чтобы они могли сходить в туалет. Потому что в пути кони держат равновесие и не могут расслабиться, чтобы сходить по-маленькому, – поясняет Александр. – Поим мы их прямо в коневозе. Сено они на протяжении всего пути щипают из рептуха. Это такая сетка, похожая на огромную авоську.

Морозы и пробитый коневоз

Внутри коневоз устроен довольно просто. Есть передняя дверь для кормления лошадей и откидной трап сзади, по которому скакунов заводят внутрь. На время пути в передней части устанавливают планку – грудные упоры, на которые может опираться лошадь. Внутри коневоза лошадей привязывают так, чтобы они не могли мордами дотянуться друг до друга – во избежание конфликтов. Покера и Водопада разделяла невысокая перегородка.

– С собой в дорогу мы взяли 10 тюков сена, каждый размером примерно 90х50х40 сантиметров. На пять дней пути им хватило семи кубиков, три осталось, – ведёт подсчёты Александр.

Когда Порошины покидали Иркутск, столбик термометра держался на отметке -35 градусов даже днём. Морозы догоняли их и в дороге. Тепло стало только в Москве, но перед этим семья попала в ужасный снегопад и застряла в большой пробке перед Нижним Новгородом. А вот температура внутри коневоза всю дорогу была плюсовая. К тому же ехали Покер и Водопад в одежде – флисовых попонах.

– Вы представьте: в маленьком коневозе две огромные «печки» температурой 38 градусов каждая и весом почти тонну. Они сами себе отапливали помещение, – смеётся Анна.

Когда на заснеженной трассе машину немного тряхануло, Покер умудрился упасть и пробить ногой бок коневоза. Сам конь не пострадал, его подняли и поехали дальше.

Но Покер стал сердиться, что ему дует в пузико из пробитой стенки.

– Вижу, из коневоза торчит нога – он так психовал и затыкал пробитое отверстие, – рассказывает Александр.

На новой, едва открывшейся автодороге, где ещё нет инфраструктуры и заправок, Александру пришлось экстренно искать, чем починить стену коневоза. На одной из строящихся АЗС спортсменам помог земляк – мужчина из Ангарска поделился куском фанеры. Так и устранили сквозняк, нервирующий Покера.

В попонах Водопад и Покер ходили с осени. Одевали их для того, чтобы кони не обросли густым зимним мехом. Иначе выступать на крытом манеже скакунам было бы слишком жарко.

В Москву Порошины прибыли каким-то чудом за три дня до стартов. На соревнованиях Алина, Ксения, Покер и Водопад взяли пять наград. На счету сестёр золото в категориях 100, 105 и 120 см (высота барьера), серебро в категории 110 см и бронза на 115 см.

Ученики и коллеги Порошиных с трепетом и восхищением наблюдали за путешествием. Теперь ясно: полный приключений путь через зимнюю Россию заслуживает ещё одного золотого кубка и уже вошёл в историю конного спорта Иркутска.

– Таких результатов не ожидали и сами девчонки. Для Алины это вообще были первые всероссийские соревнования, – с гордостью говорит Анна Порошина.

Как спасали ипподром

К трудностям и неприятностям Порошины относятся легко и, возможно, поэтому умеют их преодолевать. Но было время, о котором семья вспоминать не любит.

Иркутский ипподром несколько лет находился в состоянии банкротства и был на грани закрытия. В 2019 году ситуация обострилась до предела – землю решено было продать. Тогда Анна Порошина с семьёй решила присоединиться к команде защитников ипподрома и бороться за дело всей жизни.

– Я стала собирать подписи в защиту ипподрома, согласовывать и проводить митинги, звать прессу, водить сюда экскурсии, чтобы как можно больше людей узнали о том, что у Иркутска отнимают важный спортивный объект с историей! Решила так: если приедут бульдозеры и попрут на конюшню, я буду знать, что сделала всё, что могла.

Иркутский ипподром – уникальный конно-спортивный центр. Официально его история началась в 1900 году, хотя первые конные состязания прошли на этой территории еще в 1858-м. За это время здесь были установлены десятки всесоюзных и всероссийских рекордов.

Мы тогда копили деньги на ремонт на кухне, но потратили их на печать листовок и организацию митингов.

Благодаря упорной борьбе активистов территорию отстояли и дали новое новое имя – «Байкал». Про спасение ипподрома и его новую историю даже снят фильм. На спасённом ипподроме появились новые гостевые конюшни, трибуны, соревновательные барьеры и входная группа. Сейчас здесь тренируются сотни спортсменов. «Байкал» принимает городские, областные и межрегиональные соревнования.

– Конный спорт воспитывает характер, наверное, поэтому мы и не сдались, –  рассуждают Порошины. – Когда человек учится тому, чтобы совладать с животным, которое в 10 раз его тяжелее и сильнее, развиваются навыки самообладания и быстрого принятия решений в экстремальной ситуации. 

На финальный вопрос, отправились бы в такое путешествие Порошины снова, Александр, не задумываясь, отвечает:

– Так мы и отправимся, скоро же сезон начнётся. Вот только коневоз нужен побольше. Не самодельный прицеп, а грузовик. Так мы сможем возить на соревнования большую команду и, наконец, разбить стереотип, что побеждать можно, тренируясь лишь в столице. У нас тоже есть чемпионы!

Этот коневоз Александр Порошин построил своими руками
Этот коневоз Александр Порошин построил своими руками