Подделок не будет

На обувном рынке грядут изменения
Новая цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному
Новая цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному

С 1 марта 2020 года нас ожидает нововведение. Согласно постановлению Правительства РФ, на прилавках магазинов должна остаться только маркированная обувь с цифровыми кодами «честный ЗНАК». Таким образом, весь путь импортной и российской обуви, от производителя до магазина, можно будет отследить в специальной информационной базе. Каждая коробка (пара обуви) будет получать наклейку с двухмерным штрих-кодом — Data Matrix и буквенно-цифровой последовательностью. Как уверяют специалисты, подделать коды маркировки невозможно.

Новая система маркировки, по сути, схожа с другой информационной системой, которая сегодня используется в пищевой и перерабатывающей отрасли — «Меркурий». Задача у них одна — прозрачная схема поступления продукции от производителя до торгового места. Согласно новым правилам, маркироваться будет практически весь обувной ряд: от кирзовых сапог до домашних тапочек. Исключение составляет лишь совсем небольшой ряд позиций. Как отметила Людмила Давлятова, ведущий специалист — эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Черемхово, Черемховском и Аларском районах, г. Свирске, обувь, произведенная с 1 марта, должна иметь уникальный штрих-код Data Matrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий. Код будет напечатан на обувной коробке или на ярлыке производителя. При этом он не должен повторяться несколько лет, а при продаже обуви не списывается. Это сделано для того, чтобы предусмотреть возврат товара.

Важно понимать, чем отличаются новая и старая маркировки обуви (кстати, обязательны и та и другая). Прежняя действовала и до цифрового проекта: производители всегда наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не шифруется, а сама метка должна быть крупной и разборчивой, чтобы покупателю было легко ее прочитать и проверить, все ли соответствует действительности. За достоверность данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец.

Новая цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Потребитель может отсканировать код и узнать все о своей покупке: кто, где, когда произвел вещь и другие данные. Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками позволяет сделать рынок прозрачным и автоматизировать контроль за движением товаров.

Многие магазины Иркутска уже готовы к работе с промаркированной обувью. Например, в магазине унтов «Ямал» к этому подошли спокойно и неторопливо.

— Мы уже купили все необходимые марки, у нас они будут на этикетке. Сейчас, правда, продукция будет просто стоять, потому что брать унты начинают в ноябре. Вот там самый пик, когда эта обувь начинает пользоваться спросом, — рассказали нам в магазине.

Конечно, главный вопрос, который уже сегодня беспокоит население — скажется ли нововведение на цене товара, подорожает ли обувь. Пока говорить об этом рано, хотя в ТО управления Роспотребнадзора предполагают, что подорожания не должно быть. Новая система прослеживания вытеснит с рынка контрафакт и подделки, и, следовательно, у легальных производителей увеличится доля рынка, вырастут объемы производства.

— Контрольный идентификационный знак вводится для того, чтобы люди были максимально осведомлены о предполагаемой покупке. Какую обувь стоит покупать, чтобы не ошибиться и не обмануться. Кроме того, и предприниматели, и продавцы, реализующие товар, должны знать, что именно находится у них на полках, — отметила Марина Федощева, начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора.

Также в ведомстве подчеркнули, что остатки товаров, введенные в оборот, но нереализованные, маркируются до 1 мая. Коды выдаются бесплатно. При этом пока код не нанесен, выставлять товар на продажу нельзя.

За нарушение установленного порядка нанесения маркировки предусмотрена и административная ответственность. Для физических лиц предусмотрен штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 тысяч до 300 тысяч рублей. При этом будет конфискован и товар, попавший под административное правонарушение.