Победил математик

3 февраля в Иркутске подвели итоги ежегодного конкурса «Лучший учитель года». Им стал преподаватель математики лицея ИГУ Артем Малакичев. Поздравляем! Артему Олеговичу 33 года. Родился в Ангарске. С серебряной медалью окончил школу с углубленным изучением математики. Затем — математический факультет Иркутского государственного университета. Сейчас живет в Иркутске.

«Любую точную науку можно преподавать творчески»

Сразу после объявления итогов «Пятница» попыталась связаться с «Лучшим учителем года», удалось это только поздним вечером — расписание у Артема Олеговича очень плотное.

— Артем, обычно в школу идут работать те, у кого родители были учителя. А у вас?

— Нет, мои родители никогда в школе не работали. Отец преподает в вузе, но там другая специфика.

У вас были хорошие учителя в школе?

— Про учителей — только самые положительные воспоминания, даже не хочу выделять кого-то особо, чтобы никого не обидеть. Всех помню и некоторые их педагогические приемы использую. Как-то на подсознательном уровне это происходит.

Как вы оказались в школе? Сейчас ведь многие выпускники матфака идут в программирование.

— Сначала и у меня была мысль заняться программированием, но потом я понял, что мне это неинтересно, в отличие от друзей, которые этим буквально горели: скорее бы прийти домой программу дописать или движок для сайта сделать. У меня такого желания никогда не возникало. Если мне для работы нужно, я могу написать программу, но заниматься этим и только этим мне совершенно не хотелось. Меня больше всегда интересовало решение задач — теоретического и практического содержания. А вот мыслей заняться преподаванием у меня вообще не было. В школу я попал благодаря стечению обстоятельств. Случилось так, что для поступления в аспирантуру нужна была педагогическая практика, и мне предложили параллельно с аспирантурой попробовать преподавать. Так я оказался в школе. Втянулся, и это стало моим основным занятием. Начинал с восьмых классов, потом добавились девятые и т. д.

Расскажите немного о конкурсе «Учитель года». По какому принципу выбирают победителя? Какие этапы?

— Было несколько этапов. Лично для меня самым сложным было написать эссе на тему «Я — учитель». На это отводилось пять часов, почти как на экзамене. А для меня написать сочинение в школе всегда было слабым местом. Даже каторгой. Когда сейчас мне нужно по работе написать отчет или план, это вызывает трудности. И во время конкурса я написал четыре черновика. И пятое сочинение написал уже сразу набело. Это был экспромт. Потом был семинар по педагогическим технологиям, нужно было показать, какие подходы я использую в обучении. Затем нам нужно было провести открытый урок, показать владение темой, технологиями и умение взаимодействовать с учениками, вовлекать в процесс. Далее классный час — тоже сложное испытание, его тему мы узнавали только за сутки. Следующий этап — «работа в команде», затем профессиональный разговор на тему образования: мифы и реальность. Тоже непростая задача — тему объяснили за сутки, и нужно было быстро придумать концепцию. И в финале мастер-класс. И все это в течение недели.

Что эта победа вам дала в профессиональном плане? Будете ли участвовать в региональном конкурсе?

— Да, буду. Считаю, если уж в чем-то участвовать, то нужно забраться как можно дальше. Иначе не стоит и начинать. Мне нравится сам процесс. Это позволяет обобщить весь накопленный опыт — не так много возможностей оглянуться, проанализировать и понять, в какую сторону нужно развиваться. И конечно, это возможность поделиться своим опытом и посмотреть на работу других преподавателей. В рамках конкурса этот обмен происходит быстрее и эффективнее. Это возможность проверить себя: смогу ли я в таком жестком марафонском режиме мобилизоваться, пройти до конца.

В какой момент вы поняли, что не зря выбрали профессию?

— Сложный вопрос… До сих пор иногда меня одолевают мысли, зачем я этим занимаюсь, может было лучше пойти на завод. Работал бы спокойно, не зная проблем. Наверное, если бы я сказал что-нибудь такое, высокопарное... это было бы неправдоподобно. Если говорить серьезно, наверное, я столько времени не задержался бы в профессии, если бы у меня не было контакта с детьми. Приятно видеть, когда дети добиваются высоких результатов. Видеть, как они растут, как поначалу у них не все получается или нет интереса — и как постепенно у них меняется отношение, просыпается интерес. И очень радостно видеть, как они испытывают удовольствие от того, что получилось решить задачу. Может быть, это простая задача, но для ребенка это целое открытие. Это подкупает, воодушевляет и мотивирует.

Современные детипродвинутые. Наверное, с ними бывает непросто?

— Да, иногда у них бывают проблемы в восприятии некоторых понятий, отношении к некоторым ситуациям. Но я вспоминаю себя в их возрасте, и это помогает справиться. Все ускоряется, пятиклассники, которые приходят, кардинально отличаются по уровню восприятия, отношению к жизни. Приходится следить за их интересами, за новыми веяниями. Конечно, я не могу погрузиться в их мир полностью, но стараюсь быть в курсе того, что у них сейчас актуально. Чтобы были точки пересечения. Они сейчас очень любят мемами общаться, и приходится держать руку на пульсе, и где-то даже использовать в качестве инструмента воздействия (мемы — контент (картинка, видео, текст, песня), которые настолько запали в умы и сердца людей (что называется «завирусились»), что распространяются в интернете, показываются при личной встрече, копируются и пародируются, и даже используются в рекламе. — Ред.). Такие вещи надолго оседают в памяти. Дети есть дети, у них всегда свои проблемы, которые взрослым кажутся пустяковыми, а для них — очень серьезные, буквально вопросы жизни и смерти. И это надо понимать, уважать и в какой-то момент помочь разобраться. И это можно сделать даже в рамках той же математики.

Наше поколение формировалось в доинтернетную эпоху, и даже в докомпьютерную, а нынешние дети уже родились с компьютером. Они и мыслят по-другому, поэтому мы и онисловно с разных планет.

— Да, у меня нормальный интернет появился, когда я уже учился на старших курсах. Сам диву даюсь, глядя, как полуторагодовалый малыш может спокойно разблокировать телефон, причем ему этого никто специально не показывал. Наверное, это неизбежная ситуация, так было и с бумажными книгами, когда они только появились. Наверняка в те времена родители выговаривали своим детям: «Что ты все время читаешь, займись делом, принеси воды, вскопай огород». Нужно это понимать и, главное, объяснять детям, что есть информация важная и нужная, и есть бесполезная, которая только отнимает время.

Артем Олегович, в преподавании математики есть место творчеству?

— Любую точную науку можно преподавать творчески. Есть масса примеров. В некоторых биографиях написано: «Его лекция была как спектакль». И есть обратные примеры, когда выдающийся ученый оказывался неважным лектором. Конечно, и математику, и физику, и химию можно преподавать увлекательно и ярко. Это позволяют и современные технологии, и фантазия самого педагога. Можно придумывать задачи вместе с учениками, можно какие-то темы наглядно показывать. Например, комбинаторику, теорию вероятностей, геометрию. Но, конечно, надо соблюдать баланс. Если бы я на каждом уроке развлекал, то толку было бы мало, но пять-десять минут можно отвести на творческие эксперименты, чтобы привлечь внимание или разрядить обстановку.

Профессия учителя очень тяжелая, ему приходится быть в постоянном напряжении, тратить много энергии, быть постоянно на виду. Как при такой нагрузке вы оберегаете себя от профессионального выгорания? Есть ли у вас увлечения?

— Времени свободного действительно очень мало, это издержки профессии. Поэтому я стараюсь использовать отпуск по максимуму. Люблю читать книги. Причем я не могу читать с перерывами, мне надо прочитать сразу, целиком. Поэтому чтение я оставляю на лето. Кроме того, занимаюсь спортом, играю в футбол и баскетбол и часто организую на это лицеистов. И еще мне очень нравятся походы. Раз в год стараюсь сходить в горы или лес. И конечно, с детьми стараюсь проводить больше времени, у меня их трое: дочери девять лет, среднему сыну скоро шесть и младшему полтора года. Мы с ними играем в «Лего» и хулиганить любим немножко. Стараемся активно проводить время.

Желаем вам дальнейших успехов. И победы в региональном конкурсе!

— Спасибо. Хочу передать через вашу газету слова благодарности всем, кто меня поддерживал: родным, близким, коллегам, ученикам и соперникам — за высокий уровень конкуренции.

«Без математики никуда»

На этой неделе мы спросили у иркутян: «А вы любили математику в школе?»

Дмитрий:

— До какого-то класса — да. А затем ушел в гуманитарное направление и перестал вникать. Хотя учитель у нас был хороший, доступно объясняла, а я просто перестал интересоваться.

Ольга:

— Нет! Мне математика никогда не была особо интересна. И учитель у нас хороший, и вроде все понятно, но любви не было. Мне больше русский и литература нравились.

Наталья:

— Любила, все получалось у меня. Ну, может, не все, но шло нормально. Как не любить — без математики никуда.

Игорь:

— Мне очень даже нравились и алгебра, и геометрия, понимал все. В общем, можно сказать, что любил этот предмет, да.

Дмитрий:

— Да, любил. Решал, понимал. Преподаватель хороший был, и мне легко давался предмет. Она очень доступно все объясняла, поэтому никаких трудностей.