Пэчворк, или Шитьё моё
Мастеров клуба «Творчество», организованного в Нижнеудинске в 1984 году, вполне можно назвать корифеями рукоделия. Мария Онучкова и Владимир Антипенко одними из первых в Приангарье получили звание «Народный мастер Иркутской области».
Отдел «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества продолжает знакомить иркутян с творчеством коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства региона, имеющих звание «Народный».
Мария Онучкова привезла на выставку изделия из джутового волокна, а также кукол и лоскутные одеяла.
— Этот вид рукоделия хоть и называется американским словом «пэчворк», но я считаю, что мои работы выполнены в технике бабушкиного шитья, — рассказывает Мария Онучкова, руководитель клуба «Творчество» МКУ «Музейно-культурный центр» г. Нижнеудинска. — Специально стараюсь брать такие ткани, несовременные, с рисунком «огурчик», при этом играть цветом, делать плавные его переходы.
В одном одеяле Марии Ивановны более 600 лоскутков, все они разной формы и размера. Между собой их она соединяет на швейной машинке. Затем накладывает готовое полотнище на утеплитель и простёгивает вручную по рисунку. Снизу закрывает цельным куском ткани.
— На одно такое изделие у меня уходит примерно полгода, — делится мастерица. — Быстрее не получается. Пока стегаю, придумываю каждому одеялу или панно название. Вот это, например, «Королева лилий» — новая моя работа, а это «Рождественская роза».
Кроме гигантских по объёму работ Мария Ивановна делает ещё небольших куколок. Рассказывает: пришла к ней как-то на выставку бабушка и принесла ворох лоскутков. Вот из них мастер и крутит обереги. По замыслу, милые игрушки приносят своим владельцам удачу и счастье и охраняют от злых людей.
Светлана Коршунова в народные промыслы пришла в 90-х. До перестройки она работала художником-модельером в процветавшем ателье Нижнеудинска, где была лаборатория по пошиву одежды и проходили показы моды. Когда предприятие развалилось, Светлана Евгеньевна стала преподавать труд в школе, а потом пришла в клуб. Сейчас она художник по народному костюму, занимается вышивкой, вязанием, не забывая преподавать.
— Учиться заново, применяя свой опыт, начала с вышивки полотенец, — говорит Светлана Коршунова. — А потом попробовала работать с бисером. Творчество так захватывает, что остановиться просто невозможно, хочется сделать одно, другое, третье… Это моя любимая работа, я даже не представляю, как люди могут без этого жить.
Шикарные изделия из берёсты привёз на выставку Владимир Антипенко. Он делает туеса разного калибра, посуду, чайные наборы и даже самовары. Изделия Владимира Петровича отличаются не только красотой, но и прочностью; всё это можно использовать по прямому назначению.
— Раньше в берестяных туесах люди много чего хранили, вплоть до молока, и такая посуда по наследству передавалась, — рассказывает Владимир Петрович. — Главное, изготовить её правильно. Я свои изделия выполняю многослойными, поэтому они и в быту используются не один год.
Коллега Владимира Антипенко, Виктор Четвергов, тоже занимается берёстой, но изделия у него другие.
— Мы с мальчиками плетём лапти, — делится Виктор Александрович. — Когда у нас в Нижнеудинске проводятся мероприятия, народные гулянья, то у моих мальчишек эти лапти уходят нарасхват — на сувениры или как подарок. Делаем из берёсты, из лозы. Ещё мы с моими подопечными занимаемся и деревянной скульптурой, и корнепластикой, и птиц счастья из сосны режем, их ещё называют щепными и жар-птицами.
Считается, что такие деревянные птицы приносят в дом счастье, и тем его больше, чем искуснее мастер — сколько перьев он смог из одного брусочка дерева расщепить. Работа эта кропотливая, нужно быть очень аккуратным, чтобы ни одного пёрышка не сломать. Таких птиц наши предки подвешивали в красном углу — где иконы, над самоваром, и тогда от тепла они начинали кружиться, или над люлькой — деревянные игрушки успокаивали малышей.
***
Выставка нижнеудинских мастеров в «Ремесленном подворье» продлится до конца июня.