От «Винни-Пуха» до гранж-рока

Новый норматив призван расширить культурные границы школьника

Философ, поэт, кухонный музыкант, «ихтиолог» иркутского рок-клуба Владимир Грицина: «Мне кажется, что те, кто составлял этот список, сделали это для галочки и не более».
Философ, поэт, кухонный музыкант, «ихтиолог» иркутского рок-клуба Владимир Грицина: «Мне кажется, что те, кто составлял этот список, сделали это для галочки и не более».
Режиссер, сценарист Анастасия Зверькова: «Список рекомендуемых кинолент широкий. Предположу, что не всякая киношкола демонстрирует своим студентам так много кинофильмов».
Режиссер, сценарист Анастасия Зверькова: «Список рекомендуемых кинолент широкий. Предположу, что не всякая киношкола демонстрирует своим студентам так много кинофильмов».
Писатель, поэт, журналист Светлана Михеева: «К сожалению, чиновники не понимают, что напичкать культурой нельзя, не получится. Эффект может быть обратным, что-то вроде культурного несварения».
Писатель, поэт, журналист Светлана Михеева: «К сожалению, чиновники не понимают, что напичкать культурой нельзя, не получится. Эффект может быть обратным, что-то вроде культурного несварения».
Кандидат исторических наук, продюсер рок-группы «Млечный Путь» Константин Поздняков: «Список, на мой взгляд, говорит о некоторой субъективности. В перечне, например, превалирует музыка 60—70-х, которую можно классифицировать как хиппи-направление, тогда как панк-рока 80-х нет совершенно».
Кандидат исторических наук, продюсер рок-группы «Млечный Путь» Константин Поздняков: «Список, на мой взгляд, говорит о некоторой субъективности. В перечне, например, превалирует музыка 60—70-х, которую можно классифицировать как хиппи-направление, тогда как панк-рока 80-х нет совершенно».

В сентябре Минкультуры вместе с Минпросвещения опубликовали списки произведений, которые рекомендованы школьникам в рамках проекта «Культурный норматив». В перечень вошли сотни позиций по семи разделам: изобразительное и народное искусство, музыка, литература, архитектура, кинематограф и театр. Список вызвал обсуждения, некоторые из рекомендаций явились поводом для дискуссий. В результате перечень с сайта Минкультуры пропал. Его опубликование назвали ошибкой.

Что за проект?

«Культурный норматив школьника» — совместный проект этих двух федеральных министерств, направленный на духовное развитие, «воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию». В качестве пилотного с 1 сентября он реализуется лишь в некоторых регионах страны. Иркутская область в их число не входит. Но в случае, если проект будет признан успешным, в перспективе «норматив» заработает по всей стране. Правда, с оговоркой — на добровольной основе.

В целом задумка предполагает три формы знакомства с произведениями из списка: «Культпоход», то есть выездные мероприятия, «Культурный клуб» — беседы, флешмобы и прочие интерактивы; и «Цифровая культура» — самостоятельное освоение материала за счет доступа к определенным порталам. Предполагает проект и систему контроля. Например, ведение дневников, в которых школьники будут делиться впечатлениями, а также сдачу культурного норматива в конце учебного года.

Все произведения, вошедшие в список, распределены по трем группам в зависимости от возраста: младшие классы, средние, старшие. Наибольшие дискуссии вызвали рекомендации в части литературы, музыки и кино. В целом спектр охвата широк. Например, наряду с советскими мультфильмами «Вовка в тридевятом царстве» и «Винни-Пух» составители советуют к просмотру полнометражный аниме-фильм «Мой сосед Тоторо», а для ребят среднего и старшего возраста — кинофильмы «9-я рота» и «Крестный отец». В разделе «Музыка» фигурируют и произведения классиков, и рок-оперы, и вполне конкретные композиции Элвиса Пресли, групп Nirvana и Queen.

Список рекомендаций с сайта Минкультуры пропал. «Наши сотрудники сделали колоссальную ошибку: они арифметически соединили эти мнения, не было никаких дискуссий, «мозговых штурмов». И решили все это опубликовать. Министр был не в курсе, я была не в курсе. Рекомендуемый перечень должен быть результатом отбора, который никто не проводил», — цитирует информационное агентство ТАСС замминистра Министерства культуры РФ Аллу Манилову.

Тем не менее и сам проект, и список рекомендуемых произведений мы обсудили с представителями педагогического сообщества, экспертами из сферы кино, музыки, литературы. Мнения прозвучали разные.

Светлана Михеева, поэт, писатель, журналист, председатель Иркутского регионального представительства Союза российских писателей:

— Вообще-то в правительстве изобрели велосипед. В советских и российских школах все это было, а где-то есть и сейчас: внеклассное чтение, урок МХК — мировая художественная культура, другие факультативные формы. В конце концов, детям никто не запрещает читать, ходить в музеи, слушать музыку и смотреть кино, поэтому, на мой взгляд, достаточно рекомендованных списков. К сожалению, чиновники не понимают, что напичкать культурой нельзя, не получится. Эффект может быть обратным, что-то вроде культурного несварения. Плюс, к несчастью, у нас все бюрократизируется, и этот проект тоже. Ну, пусть бы это осталось бюрократическим на уровне государственного, местного и школьного делопроизводства. Но ведь и от детей, которые потенциально будут участниками проекта, уже потребовали отчета — в дневниках они должны отчитаться, как усвоили «культурный минимум».

Что касается списков рекомендаций, то они весьма аморфны. Встречается странное. Например, детям 1—4-го класса рекомендуется культурно освоить картину «Сад земных наслаждений» Босха, центральная тема которой — грех сладострастия. С чего бы это? Одновременно им же адресовано и древнее искусство вроде палеолитической Венеры. А вот советское изобразительное искусство и авангард — исключительно для 9—11-х классов. В чем принцип, хотелось бы спросить. В литературе тоже: 1—4-й классы — совсем не малышовые «Библейские сказки» Саши Черного. Зачем? Для чего в этом списке фразеологические словари, словари фамилий и прочая вспомогательная литература? При этом поэзии в списках почти нет даже для младшей школы. Зато взамен, видимо, ребятам предлагается читать словарь живого великорусского языка Даля.

Леонид Кулик, учитель истории и обществознания школы № 5 города Шелехова, председатель совета молодых педагогов Иркутской области:

— Если просматривать «Культурный норматив школьника» единым списком, то впечатление немного сумбурное. Однако в целом, учитывая, что перечень разбит на конкретные возрастные группы и носит все-таки рекомендательный характер, подход, на мой взгляд, не лишен системности. Сама идея дополнить базовую учебную программу знакомством с сотнями произведений, я считаю, очень хорошая. Главное, чтобы проект не навязывал ребятам спектр каких-то определенных эстетических вкусов, а работал на вовлечение, на расширение культурных горизонтов, оставляя за школьниками право на собственную оценку и вкусовые пристрастия.

Владимир Грицина, философ, поэт, кухонный музыкант, «ихтиолог» иркутского рок-клуба:

— Идея не впечатляет; по-моему, это глупость. С одной стороны, я вижу в этом некий проект для галочки — мол, в минкультуре без дела не сидят, работают. С другой — усматриваю абсолютно методологический, казенный подход. Дескать, вот вам список — окультуривайтесь. Помню, еще в бытность СССР существовали такие методички — пособия для внеклассного чтения, пособия для внеклассной работы. Так вот весь этот проект с них, собственно, и списан. С той лишь поправкой, что рекомендации существенно расширены. Что касается отечественной и зарубежной рок-музыки, то некоторые позиции в списке вызывают недоумение. Например, почему группа Pink Floyd представлена какой-то одиозной, вырванной из контекста альбома песней Money, а группа Nirvana — совершенно подростковой, сумасшедшей композицией Smells like teen spirit? То же самое касается и Окуджавы, Цоя, Высоцкого, о творчестве которых рекомендуемые произведения, по-моему, мало что могут поведать. Мне кажется, что те, кто составлял этот список, сделали это для галочки и не более.

Анастасия Зверькова, режиссер, сценарист, член Союза кинематографистов России:

— Идея, я считаю, замечательная. Список рекомендуемых кинолент широкий. Предположу, что не всякая киношкола демонстрирует своим студентам так много кинофильмов. Другое дело, что формат знакомства школьников с киноискусством совершенно точно требует участия знающих, компетентных людей, которые смогут не просто обсудить сюжет, но и рассказать о киноязыке, о художественных приемах. Почему, скажем, в 20-е годы режиссеры прибегали к одним визуальным средствам выражения, в 50-е — к другим. Например, в списке присутствует фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, где автор в стремлении передать восклицание несколько раз повторяет титры «Черви». Поймут ли ребята замысел режиссера, если им не объяснить, не рассказать? Думаю, что вряд ли.

Елена Михеенкова, руководитель народного творческого объединения «Мастера Илима» школы искусств № 2 города Усть-Илимска:

— Проект замечательный, идея прекрасная. И я, как мастер народных ремесел, как преподаватель росписи по дереву, конечно, очень рада, что в список «Культурного норматива школьника» вошел и раздел «Народное искусство». Задачи приобщить всех и каждого к художественным промыслам или, скажем, народным танцам, я считаю, стоять не должно. Главное — знакомство ребят с ремеслами и фольклором, с историей народной культуры. И желательно не только в теории, но и на практике.

Константин Поздняков, кандидат исторических наук, продюсер рок-группы «Млечный Путь»:

— Начинание, безусловно, интересное. В разделе «Музыка» представлено много хорошей, доброй классики. В части отечественной и зарубежной рок-музыки к прослушиванию предлагаются группы первого ряда. Но список, на мой взгляд, говорит о некоторой субъективности. В перечне, например, превалирует музыка 60—70-х, которую можно классифицировать как хиппи-направление, тогда как панк-рока 80-х нет совершенно. То есть заметна определенная поколенческая подборка. Угадываются предпочтения составителей и в выборе конкретных композиций. Например, «Машина времени» отмечена песней «Марионетки», «Наутилус-Помпилиус» — «Скованные одной цепью», группа «Кино» — «Мы ждем перемен». Все они в той или иной степени политизированы, им свойственен социальный подтекст. При этом многие из исполнителей представлены композициями, которые сложно назвать характерными для их творчества. Например, многие любят Виктора Цоя именно за его лирического героя. Иллюстрацией к нему могла бы стать, на мой взгляд, песня «Малыш» или «Восьмиклассница». А тут «Мы ждем перемен», которая и по свидетельству самого музыканта выделялась, стояла особняком. И конечно, я мог бы назвать немало исполнителей и даже целых жанров, отсутствие которых в списке «норматива» я считаю упущением. Авторам, в частности, удалось обойти вниманием три ключевые фигуры русского рока, без которых список, мягко говоря, выглядит анахронизмом. Это Александр Башлачев, Егор Летов и Янка Дягилева. В отдельности отмечу, что на уровне регионов в перечень стоило бы вносить и имена местных музыкантов. Например, я бы включил в список легендарную группу «Баргузины», которую 50 лет назад основал Евгений Якушенко, отец Артема Якушенко из групп «Белый острог» и «Двое из Сибири». «Баргузины», в частности, известны тем, что первыми в СССР, еще в 1973 году, исполнили на русском языке рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», а в 1983-м записали рок-оперу «Братская ГЭС» по одноименной поэме Евгения Евтушенко.