Оленеводы Угрюм–реки

Летом начнутся съёмки фильма о жизни эвенков Катанги
Утренняя дойка
Утренняя дойка

Олень меньше лошади, но выносливее
Олень меньше лошади, но выносливее
До стойбища можно доехать только на вездеходе
До стойбища можно доехать только на вездеходе
Тёплый приём
Тёплый приём

Это происходит слишком редко, но об оленеводах северных территорий Иркутской области вновь вспомнили: к съёмкам фильма о жизни на современных стойбищах начала подготовку творческая бригада иркутской некоммерческой организации «Народный клуб». Эти журналисты уже известны рядом своих работ о малых народах — эвенках и тофах, рассказывали и об особенностях промысла байкальских рыболовецких бригад. К концу года они планируют выпустить свой новый документальный фильм.

Фильм расскажет о семье оленеводов с Катанги, которая до сих пор придерживается традиционного уклада жизни, несмотря на то, что современный быт с его высокими технологиями неумолимо вторгается в размеренную жизнь оленеводческой стоянки. Удастся ли героям фильма выстоять и сохранить традиции предков перед напором сегодняшнего дня? Это вопрос будет основным, и авторы надеются, что он не останется риторическим.

– Знаете, мечта, чтобы сделали такой фильм, была давней, — говорит Нина Вейсалова, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая активно помогает съёмочной группе в организации процесса. — К нам в советские времена постоянно приезжали корреспонденты, телевидение. Оленеводы не были обделены вниманием СМИ. Конечно, их много было в те времена. А вот сейчас…

А сейчас, по словам Нины Глебовны, даже многие жители Ербогачёна и не знают, что там, в тайге, есть стойбища оленеводов. Что уж говорить про сам Иркутск?

— Всего несколько стойбищ осталось. В одном пожилая женщина, в другом двое. Многие взрослые оленеводы поумирали уже. Жалко их. Но этот их образ жизни и уклад необходимо запечатлеть – для их же потомков и для исторической памяти нашей страны, — утверждает Нина Вейсалова, которая сама родом из тех мест.

И ведь, действительно, Иркутская область — один из немногих регионов России, где численность коренных народов неуклонно сокращается из года в год. И, конечно, молодые представители малочисленных народов безвозвратно теряют навыки своих многовековых родовых промыслов, того, чем деды и отцы ещё недавно жили.

Один из первых звоночков прозвучал в советское время: оленеводов нашего региона стали переводить на оседлый образ жизни. То есть фактически насильно. Представьте, каково это заставить кочевника сидеть на месте? И, конечно, с годами эти люди растеряли и утратили навыки одного из своих основных традиционных занятий — оленеводства. В итоге и численность оленей, на которых испокон веков базировался весь образ жизни малых народов, сократилась до критического уровня.

— Не слишком далеко от Ербогачёна — надо на моторке по реке Верхняя Кочёма идти — можно обнаружить стойбище Чувакар. Там была целая деревня. До 1940-х годов в Чувакаре жило много эвенков, принадлежавших к роду Сычегир. Эвенки жили там очень богато, у них было много оленей. Но с 1980-х годов там больше нет ничего: стойбище опустело, остались только какие-то подвалы, останки печей и старые-старые могилы. Есть и могилы шаманов. Грустное зрелище, — резюмирует Нина Вейсалова.

Запечатлеть уходящую этническую натуру просто необходимо, уверены авторы будущего фильма. Ведь каким стойбище оленеводов было всегда, по крайней мере, уже в наше время? Оно представляло собой несколько маленьких поселений, разбросанных друг от друга на десятки километров. Основное же стойбище находилось на расстоянии более ста километров от районного центра — Ербогачёна. В нём имелись добротное зимовье, баня, хлебопекарня и все хозяйственные постройки. Непременно — лабаз для хранения продуктов. Остальные же временные местожительства обустраивались наспех, лишь по прибытии, и разбросаны они были по всей тайге в тех местах, где находится олений корм — ягель.

Летом жилищем эвенков становится чум — высокий, просторный, конусообразный. Сделан он из жердей, а покрыт выделанными шкурами сохатых и брезентом. Окон в нём нет, только сверху, где выходит труба от железной печи, оставлено небольшое отверстие.

— Стойбище — это моя родина, — как-то в интервью нашей газете с гордостью рассказывала Елена Лазаревна Сычегир, женщина-оленевод, более тридцати лет отдавшая этому нелёгкому труду. Она из некогда большой семьи потомственных оленеводов. — Здесь я родилась, выросла и продолжаю дело своей династии: прабабушки и прадеда, бабушки и дедушки, которые в военные годы смогли сохранить поголовье оленей, и, конечно же, моих родителей. Теперь наша задача — сберечь этих животных…

Собственно, обо всём этом и будет новый документальный фильм, кстати, поддержанный грантом правительства Иркутской области.

Важно удержаться первые минуты
Важно удержаться первые минуты