Огненная посадка
Это случилось всего неделю назад — сама авиатрагедия в Нижнеангарске, первые версии авиакатастрофы, свидетельства очевидцев, комментарии экспертов. Однако через сутки мощный тулунский паводок занял собой и все информационное пространство… Сегодня в Пивоварихе пройдут похороны летчиков, сумевших посадить тот отказавший Ан-24, на борту которого было 43 пассажира.
Заход на вынужденную
…27 июня пассажирский Ан-24 вылетел из Нижнеангарска в Улан-Удэ. Очень скоро после взлета двое мужчин-пассажиров заметили, что винт левого двигателя перестал крутиться. Чтобы не создавать паники, они ничего не сказали другим пассажирам.
Тем временем командир судна Владимир Коломин уже сообщил на землю об отказе левого двигателя и разворачивал самолет обратно — для вынужденной посадки. Перед посадкой спокойным голосом попросил пристегнуть ремни и сообщил температуру за бортом…
Когда самолет коснулся полосы, его потянуло вправо — в торможении принимал участие только работающий двигатель. В результате Ан-24 съехал с полосы и стал полностью неуправляемым. Затормозить уже было нельзя.
Далее Ан-24 снес металлический забор и врезался в здание. В салоне раздались женские крики, самолет загорелся. Бортпроводница Елена Лапуцкая, настоящий профессионал, человек с железным самообладанием, открыла дверь и начала эвакуировать пассажиров. Все пассажиры были спасены.
Пункт назначения
Практически после каждой авиакатастрофы находятся фаталистические истории людей, которые должны были оказаться на борту, но в силу каких-то обстоятельств там не оказались, и это спасло им жизнь.
За штурвал этого Ан-24 должен был сесть другой иркутский летчик, Михаил Большедворский, но перед вылетом из Иркутска ему стало плохо, появились симптомы отравления. Из-за проблем со здоровьем, которые могли обостриться во время полета, Михаила заменил коллега Владимир Коломин — опытнейший пилот, командир первого класса. Владимир Коломин — ровесник Михаила Большедворского, ему было 58 лет.
Попавший в авиакатастрофу Ан-24 у летчиков считался надежным самолетом. Незадолго до трагедии он проходил форму оперативного обслуживания, никаких нареканий к его техническому состоянию не было. Самолет был выпущен в 1977 году, до начала 1990-х использовался в качестве авиалаборатории. В 1991 году после капитального ремонта воздушное судно было переоборудовано для пассажирских перевозок.
Однако ровно через месяц, 28 июля, у этого борта заканчивалась лицензия. То есть его должны были списать.
На земле события разворачивались так. После жесткой посадки среди пассажиров начались паника и давка. Бортпроводница Елена Лапуцкая открыла аварийный выход в конце салона и начала эвакуацию. В начале салона люк почему-то то не открылся, несколько мужчин-пассажиров выдавили его и начали выталкивать людей — в первую очередь женщин и ребятишек.
Эвакуация
Сергей Зеленовский — один из пассажиров, спасавших людей. Убедившись, что все выбрались, он тоже собрался покинуть самолет, но увидел, что открылась дверь в кабину пилотов и из нее выпал окровавленный летчик. Этот пилот оказался последним человеком, которому Сергей помог спастись.
Пожар разгорался, салон наполнился едким дымом, была опасность взрыва. Когда Сергей и пилот выбрались наружу, приехали пожарные и врачи. На улице Сергей увидел, что кабина самолета буквально впечаталась в здание. Тогда он понял, что те члены экипажа, которые не вышли из кабины, скорее всего, погибли. К врачам Сергей Зеленовский обратился через несколько часов, когда почувствовал, что надсадил спину.
Всего за медицинской помощью обратился 31 человек. Среди пассажиров было трое детей — двух, 13 и 17 лет. Подростки были госпитализированы с травмами средней степени тяжести. Медицинская помощь понадобилась выжившему пилоту Сергею Сазонову и бортпроводнице — в давке Елена Лапуцкая получила травмы ребер, но, невзирая на боль, эвакуировала всех пассажиров и покинула самолет последней.
Самолет сгорел
Ан-24 сгорел почти полностью — по сути, от него остался один хвост. Многие комментаторы в сети Интернет сравнивают нижнеангарскую авиакатастрофу с трагедией, которая произошла недавно в Шереметьево, когда во время посадки загорелся самолет Sukhoi Superjet 100. Жертвами пожара тогда стал 41 человек.
Как сообщили некоторые СМИ, жертв могло быть меньше, если бы некоторые пассажиры Sukhoi Superjet 100 не стали в панике доставать свои вещи с полок, что затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна. Правда, вскоре это предположение комментаторов опровергли сами спасшиеся пассажиры…
Относительно нижнеангарской катастрофы пишут так: «Как хорошо, что у нас есть люди, которые в минуты опасности думают не о себе и своих вещах, а о других, — пишут пользователи. — Низкий поклон отважным мужчинам, спасавшим людей, и экипажу самолета, который сделал в критической ситуации все, что смог».
В причинах авиакатастрофы разбирается комиссия Международного авиационного комитета. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
Авиакомпания «Ангара», которой принадлежал сгоревший Ан-24, сообщает о высоком профессиональном опыте экипажа. Стаж погибшего командира воздушного судна Владимира Коломина составлял 34 года, общий налет часов — 15 702, стаж погибшего бортмеханик Олега Барданова — 35 лет, общий налет часов — 13 728. Стаж второго пилота Сергея Сазонова — 20 лет, общий налет часов — 6315. Стаж бортпроводницы Елены Лапуцкой — 16 лет. Семьи пилота и бортмеханика, погибших при аварийной посадке, получат страховые выплаты.