Оценки не главное

Лучшим учеником Иркутска в этом году стал лицеист Артем Ежикеев
Текст: Ольга Мирошниченко , Фото: из архива Артема Ежикеева , Пятница , № 38 от 27 сентября 2019 года , #Общество

Артем Ежикеев, победивший в этом году на конкурсе «Лучший ученик Иркутска», — одиннадцатиклассник лицея № 1. А еще он капитан школьной команды интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» и имеет коричневый пояс по карате. «Я много чем увлекался — серьезно занимался карате, ходил в шахматный клуб, но потом понял, что учеба для меня важнее, а все остальное можно отнести к разряду увлечений. Поэтому оставил спорт и перешел из школы № 30, где учился до седьмого класса, в лицей № 1. Здесь нашел настоящих друзей. Это те люди, на которых я могу положиться во всем, и они на меня тоже. В любое время суток придем друг другу на помощь», — говорит Артем
Артем Ежикеев, победивший в этом году на конкурсе «Лучший ученик Иркутска», — одиннадцатиклассник лицея № 1. А еще он капитан школьной команды интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» и имеет коричневый пояс по карате. «Я много чем увлекался — серьезно занимался карате, ходил в шахматный клуб, но потом понял, что учеба для меня важнее, а все остальное можно отнести к разряду увлечений. Поэтому оставил спорт и перешел из школы № 30, где учился до седьмого класса, в лицей № 1. Здесь нашел настоящих друзей. Это те люди, на которых я могу положиться во всем, и они на меня тоже. В любое время суток придем друг другу на помощь», — говорит Артем

В областном центре завершился конкурс на лучшего ученика. Победителем в нем стал одиннадцатиклассник лицея № 1 Артем Ежикеев. В городском конкурсе он участвовал во второй раз. В прошлом году выбыл после первого тура, а сейчас взял главный приз. «За год и в самом конкурсе, и во мне мало что изменилось. Но благодаря тому опыту я понимал, что будет происходить, и на этот раз не нервничал, был абсолютно спокоен, а спокойствие на конкурсе дорогого стоит», — говорит Артем.

Интересно, что лучший ученик Иркутска не зациклен на отличных оценках: «До девятого класса я был отличником, а потом появились четверки, но я по этому поводу не переживаю, я даже не помню, сколько у меня четверок в четвертях за десятый класс. Просто я понимаю, что оценка — довольно субъективный показатель. Тем более я сосредоточен на тех знаниях, которые мне пригодятся в жизни. Например, из курса биологии самой полезной считаю анатомию. Мне гораздо важнее знать, что у меня есть в ноге, чем понимать, за счет чего передвигается эвглена зеленая. Если мы говорим о химии, то я с интересом буду изучать различные вещества и, к примеру, разбираться, как не умереть от хлора. Но, безусловно, у меня есть и любимые предметы — физика, математика, информатика. С этими науками я хочу связать свою жизнь, поэтому в них мне важно все».

Многие участники конкурса, о которых раньше писала «Пятница», сразу были настроены на победу. У Артема была другая позиция: «Победа в этом конкурсе дает статус и мне, и лицею. Конечно, это важно. Но даже если бы его не было, ничего страшного бы не произошло. Кстати, в финале я не считал, что буду первым, очень критично относился к себе и своим выступлениям».

Но выступления лицеиста показались членам жюри очень интересными и оригинальными. Так, в одном из испытаний он поднял проблему недостатка знаний у подростков и рассказал, как, по его мнению, можно ее решить: «Я летом работал вожатым в лагере, и для меня стало открытием, что многие дети не знают элементарных вещей. Не знают, что Крым — это полу­остров, говорят — город. Не понимают, как ввести пароль на сайте, и затрудняются сказать, что такое ссылка. Думаю, это связано с тем, что знания достаются слишком легко, поэтому меньше ценятся. Главное, научиться пользоваться компьютером — там все есть. А вот если встать с дивана, пойти в библиотеку и получить информацию из книги — это сложнее, но такие знания хорошо откладываются в голове именно потому, что ты потрудился, чтобы их добыть. У меня компьютер появился в первом классе, но до четвертого класса я все рефераты писал по библиотечным источникам, и сейчас тоже раз в несколько месяцев иду в библиотеку за книгами. И своим детям я тоже буду прививать любовь к чтению».

Кроме того, Артем рассказал на конкурсе еще об одном способе развития интеллекта с помощью Википедии, который он практикует в качестве игры: «К примеру, моя конечная цель — выйти на статью про Иркутск. Понятно, что сделать это в Википедии очень просто, но я усложняю для себя задачу. Открываю случайную статью, внимательно ее изучаю, ищу факты для перехода ближе к нужной мне теме. Предположим, мне попалась случайная статья про какое-
либо научное открытие. Я вижу, что в нем принимал участие ученый из Монголии. Перехожу на статью про этого ученого, вы­-
искиваю новые факты, которые могут приблизить меня к Иркутску. К примеру, это может быть просто место его рождения где-то на приграничной с Иркутской областью территории. Соответственно, потом перехожу на статью по Иркутской области, а потом к Иркутску. Все, цель достигнута, а помимо этого получено много новых знаний».

Темой одного из самых интересных конкурсных испытаний — мастер-класса от участников — в этом году были школьные лайфхаки. Артем Ежикеев рассказал, что в его рюкзаке помимо учебников и тетрадей есть много других вещей, и объяснил, зачем они нужны: «Я ношу с собой веревку, булавку, иголку, пластиковые стяжки и другие не обязательные для школы вещи. Просто я всегда готов к любой ситуации. Порвался шнурок — достаю веревку, отрезаю — и шнурок готов». А еще он научил зрителей дыхательным техникам, которые помогут успокоиться перед публичным выступлением: можно просто глубоко равномерно подышать, или сделать четыре резких вдоха-выхода, или дышать по системе квадрата — вдох-пауза-выдох-пауза, а еще можно десять раз отжаться или сделать столько же приседаний.

Практикуя такие техники, школьник был совершенно спокоен и в самый напряженный момент конкурса — когда стали объявлять итоги: «Мне показалось, что я довольно сумбурно выступил на мастер-классе, поэтому был уверен, что окажусь в числе призеров. Но стали называть фамилии, а моей все нет, а потом говорят, что я победитель. Я тогда просто подумал: «Это очень хорошо». А ощущение, что это не просто хорошо, а очень круто, пришло чуть позже».

Этот учебный год у Артема будет довольно насыщенным — ему предстоит выступить на конкурсе «Лучший ученик Иркутской области», готовиться к ЕГЭ, определяться с вузом, в котором он продолжит обучение. Пока Артем планирует поступать в один из вузов Томска или Новосибирска. Но у него есть более глобальная мечта — чувствовать себя нужным людям: «Я считаю, мне очень повезло с родителями. Они работают врачами. Папа — хирург-трансплантолог в областной больнице, мама — лор в больнице СО РАН. Они для меня пример во всем. И мне очень нравится, что они постоянно нужны людям. Обычное дело в нашей семье — телефонный звонок папе в три часа ночи, он собирается и едет на север области спасать человека. Я хочу, чтобы в моей жизни было так же — и неважно, кто мне позвонит: друзья, родственники или коллеги. Главное, чувствовать себя нужным людям».

Артем Ежикеев, победивший в этом году на конкурсе «Лучший ученик Иркутска», — одиннадцатиклассник лицея № 1. А еще он капитан школьной команды интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» и имеет коричневый пояс по карате. «Я много чем увлекался — серьезно занимался карате, ходил в шахматный клуб, но потом понял, что учеба для меня важнее, а все остальное можно отнести к разряду увлечений. Поэтому оставил спорт и перешел из школы № 30, где учился до седьмого класса, в лицей № 1. Здесь нашел настоящих друзей. Это те люди, на которых я могу положиться во всем, и они на меня тоже. В любое время суток придем друг другу на помощь», — говорит Артем

Кто в призерах

Помимо победителя на городском конкурсе «Лучший ученик Иркутска» называют имена лауреатов. В этом году в числе сильнейших учеников областного центра — Александра Копылова из гимназии № 44, Данила Михайлов из школы № 69 и Антон Зоркальцев из лицея ИГУ. Вместе с Артемом Ежикеевым они будут представлять Иркутск на областном конкурсе.