Вклад В.И. Ленина в содержание «русской идеи»

Доклад на 29-й молодёжной научной конференции

– Добрый день, уважаемые коллеги, присутствующие на ХХIХ конференции, демонстрирующей большое внимание молодёжи.

Моё выступление связано с личностью Владимира Ильи­ча Ленина и о его вкладе в то, что мы называем содержанием «русской идеи». Само содержание идеи – не ново. Посмотрим на наше прошлое. Обратимся к ХIХ веку, к почвенничеству, которое здесь было представлено Фёдором Михайловичем Достоевским, великим русским писателем, и ещё более ве­ликим мыслителем, который и ввёл в обиход словосочетание «русская идея». Поэтому мы ему сейчас благодарны. Ведь это словосочетание обретает для нас очень большое значение.

Само по себе это положение, связанное с «русской идеей», раскрывается в наибольшей своей полноте вот сейчас, когда осуществляется масса перемен. И от того, как они произой­дут, зависит наше будущее, и вообще будет ли оно у нас. По­этому мы должны как раз глубоко осмыслить и на практике показать значимость нашего осмысления. Мне думается, что некое частичное освещение этого процесса сейчас про­исходит в той борьбе, которую мы ведём против фашизма и нацизма на Украине.

Вот здесь мне думается, что сама по себе «русская идея» в наибольшей мере нашла своё воспроизведение, независи­мо от того, узнавал ли он своё участие в этой идее, «русской идее», – Владимир Ильич Ленин.

Ленин был марксистом. И я могу привести слова великого русского поэта Есенина, сказанные о Ленине: «Он мыслил чётко по-марксистски, совсем по-ленински творил». Это очень важное такое положение, захваченное поэтом, и мы ему доверяем.

Но что такое марксизм, который возникает в ХIХ веке?

Это учение о роли пролетариата в мировой истории, в жизни человечества. И нужно сказать, что само по себе со­держание марксизма, как научной теории, было определено тем состоянием жизни человечества, когда сама по себе при­рода и то, что мы называем Землёй, имела самодостаточное воплощение. Это очень важно, в чём заключалась самодо­статочность этой жизни в ХIХ веке? Природные ресурсы были доступны, вода была для всех чистой. Сегодня не так. Сегодня два миллиарда людей пьют грязную воду. И не могут осуществить длительное существование полтора миллиарда человек. То есть представляете, как меняется ситуация? И она приобретает глобально выраженную направленность.

Основоположники научного мировоззрения жили в эпоху самодостаточного существования. И Владимир Ильич Ле­нин увидел раньше других перемены: капитализм уступал место империализму, и это имело далеко идущие послед­ствия. А что такое капитал? Это способ манипуляции че­ловеческим трудом. И поэтому капитал, используя это своё свойство манипуляции, осуществил негативно выраженное «преобразование».

Алексей Максимович Горький написал о разговоре Лени­на и Богданова (Александр Александрович Богданов, настоя­щая фамилия – Малиновский, российский учёный-энцикло­педист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов соци­ализма, большевик, с 1905 года — член ЦК. Организатор группы «Вперёд» и партийных школ РСДРП. Организатор и директор первого в мире Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт. – Прим.ред.) И вот Ленин го­ворит Богданову: «Сегодня мы переживаем состояние, как капитал уничтожает богатства, как он растранжиривает на­копленное человечеством. Это случилось тогда, когда капи­тал господствовал в течение пятидесяти лет. Изначальный капитал показал своё истинное лицо». И предлагал написать рабочий роман о том, как капитал всё уничтожает.

Как вы понимаете, эпоха переходила на новый уровень, и Владимир Ильич Ленин здесь сыграл величайшую роль. Можно сказать, что Владимир Ильич Ленин был такой чело­век, который постоянно чем-то жил и волновался. Это гово­рит о том, что он жил одной идеей, одной страстью, которая поглотила его, и она привела начатое им к великой победе.

Посмотрите: за двадцать лет своей революционной дея­тельности Владимир Ильич Ленин сумел организовать про­цесс так, что он осуществил установление торжества труда над капиталом. Это важное положение, которое мы как раз связываем с деятельностью Владимира Ильича Ленина. И эта самая «русская идея», которая была выражена до Ленина ещё Достоевским, получает своё дальнейшее развитие.

Капитал – такая система господства над трудом, согласно которой вообще свёртывается социальная форма движения материи. Наша социальная форма движения – это наш дом, который вырабатывался на основе труда на протяжении тысячелетий. Вообще, надо сказать, что социальная фор­ма движения материи по возрасту небольшая. Например, химическая форма движения организовывает себя милли­ардами лет. А социальная форма движения материи имеет возраст примерно десять тысяч лет, не более того, когда осу­ществляется становление цивилизационного обустройства социума.

Мы говорим о том, что эта форма очень хрупкая, очень нежная, к ней нужно относиться очень бережно, иначе она исчезнет.

Рядом с нами жили когда-то неандертальцы

Они тоже были людьми, но они исчезли, как это видно по раскопкам, последний исчез где-то 19 тысяч лет назад. Они не создали своей социальной формы, они погибли. Мы – люди – создали такую социальную форму, конечно, она была создана благодаря социальной устойчивости, представлен­ной женским полом, и мы выжили. Потому что она была реа­лизована в условиях цивилизованного обустройства. Но она получила своё законченное обустройство, она стала нашим убежищем. Мы должны его сохранять.

Что делает Владимир Ильич Ленин? Осуществляет Ве­ликий Октябрь. Великий Октябрь сохраняет для челове­чества социальную форму движения материи. Социально выраженная устойчивость в контексте движения материи представляет женское начало.

Женщины не имели прав, они были низшими существами

Сама по себе эта установка связана с тем, как вообще развивалась цивилизация. Мы знаем, что цивилизаций за всё время существования человечества примерно 21. Но преимуществами обладает именно западная цивилизация. Почему она обладает таким преимуществом и оно, это пре­имущество, подняло её вверх? Да потому, что она себя реа­лизовала в контексте частной собственности.

Выражение частной собственности, которая позволила западной цивилизации вырасти и осуществиться, связано с тем, что предметом частной собственности были женщины. Это позор, но это является условным сценарием западной цивилизации. И вот именно она, эта линия в развитии, и привела к такому прогрессу. Почему? Сама западная циви­лизация осуществила себя по мужским стандартам. А са­мая главная цель мужчин, которую они предоставили себе, связана с тем, что они стремятся передать труд машине, не имеющей интеллекта, чтобы осуществился как можно более успешно тот самый прогресс.

Да, он осуществлялся, и мы видим сегодня, как он себя реализует в рамках интересов. Но это всё за счёт ущерба для человечества, для социальной формы движения, а именно для женщин, которые не имели прав. Это мы можем хорошо видеть по Энгельсу, по его гениальной работе «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства». Он пишет, что в ходе великого поражения женского пола, а это пораже­ние осуществилось именно в начале цивилизации, женщи­на перестала иметь тот статус, который она имела до этого.

Как вид homo sapiens существует примерно двести тысяч лет

На протяжении первых 150 тысяч лет устойчивость опре­делялась преимущественно женским началом. Репродукция поколений осуществлялась именно на базе этой устойчи­вости. Она подготовила человечество к наиболее высокому состоянию, которое выражается моногамной семьёй. Когда образовывалась моногамная семья, то складывалась соци­альная форма движения материя. И в ней осуществляется переход от традиции к прогрессу, названный «русским нача­лом». Женщина была главой, она создавала семью. Женщи­на была вытеснена из того состояния, в котором определя­лось её предыдущее положение, и она стала предметом для наслаждения мужчин и средством для продолжения поко­лений. Больше ничего значения не имело. И вот эта самая цивилизация и господствует сегодня, и она себя воплотила именно в капитале.

Поэтому, когда осуществляется Великий Октябрь, то од­ним из первых декретов было положение о выравнивании прав мужчины и женщины. Это было первое состояние, ко­торое человечество до того не переживало.

Мы знаем, что преимущественное женское начало было где-то в Новой Зеландии, в некоторых штатах Америки, но, по сути своей, оно было впервые выражено в Германии в ХVIII веке – женщины получили равные права. Именно пе­риод, связанный с Великим Октябрём, принёс необходи­мые условия для дальнейшего существования социальной формы движения. И может быть выражением того, что мы называем вкладом, который Ленин внёс в «русскую идею» и её предназначение.

«Русская идея» общечеловечна

Таким образом, Владимир Ильич Ленин является самым выдающимся человеком на земле, который определил тот прогресс, в рамках которого осуществляется равенство по­лов.

А точнее говоря, обустраивается на новой основе соци­альная форма движения материи, оттесняет капитал. И это всё вместе взывает к тому, что мы называем содержанием «русской идеи». Таким образом «русская идея» получает своё всемирное звучание. И сегодня это звучание приобретает ещё большую насыщенность, которую мы должны попол­нять своим ежедневным творческим отношением.

Мы видим, что Ленин вводит НЭП. Кроме того, Ленин по­казывает, что сама по себе революционная идея, которую осуществляют трудящиеся, определяет себя в труде, ведёт к обустройству человечества. И она может быть мирно во­площена.

Если мы посмотрим на «Капитал» Маркса, где он говорит на эту тему, то для Маркса это в общем-то кооперация форм разных отношений. Последняя статья Ленина – «О коопера­ции». То есть Ленин осознал, что кооперация – это не только форма социального обустройства, она может играть поло­жительную роль, является условием реализации культурной революции.

Это потрясающее открытие, которым завершает деятель­ность Владимир Ильич, раскрывает то, что мы называем «русской идеей». Он стал самым великим представителем че­ловечества в контексте этой реализующейся «русской идеи».