Сделать первую скрипку

Старшеклассник из Иркутска изготовил музыкальный инструмент и намерен открыть мастерскую
Четыре недели Леонид наблюдал за работой немецкого мастера, учился основам изготовления инструмента. На фото — в скрипичной мастерской с Себастианом Оберлином.
Четыре недели Леонид наблюдал за работой немецкого мастера, учился основам изготовления инструмента. На фото — в скрипичной мастерской с Себастианом Оберлином.

Леонид Скутин со скрипкой, которую изготовил собственноручно. Его мечта — стать мастером скрипичных дел и открыть собственную мастерскую.
Леонид Скутин со скрипкой, которую изготовил собственноручно. Его мечта — стать мастером скрипичных дел и открыть собственную мастерскую.
Верхнюю деку Леонид вырезал из ели, нижнюю — из клена. Лекала изготовил на основе пропорций, разработанных итальянскими мастерами.
Верхнюю деку Леонид вырезал из ели, нижнюю — из клена. Лекала изготовил на основе пропорций, разработанных итальянскими мастерами.

В чем тонкости шлифовки грифа, как толщина верхней деки влияет на звучание и какие породы дерева применяют для изготовления скрипок? Школьнику Леониду Скутину теперь известны ответы на эти вопросы. Зимой он месяц жил в немецком городе Фрайбурге, где на практике, в настоящей скрипичной мастерской, постигал основы этого ремесла. Вернувшись в Иркутск, Леонид принялся за изготовление своего первого музыкального инструмента.

Был шанс. И он его не упустил

Стать скрипичных дел мастером — мечта старшеклассника, 18-летнего Леонида Скутина из Иркутской вальдорфской школы. Первые шаги к цели он уже сделал.

— Летом прошлого года мы всем классом ездили на языковую практику во Фрайбург, где находится наша партнерская вальдорфская школа, — рассказывает Леонид. — Ежегодно наша и немецкая школы обмениваются десятиклассниками: ребята из Фрайбурга приезжают в Иркутск, знакомятся с бытом, культурой, традициями; а мы гостим у них — подтягиваем немецкий, узнаем о жизни в Германии.

Во Фрайбурге, в ходе одной из экскурсий, иркутские школьники посетили скрипичную мастерскую Себастиана Оберлина. Десятки заготовок, запах лака и свежей стружки, длинные ряды столярных инструментов — атмосфера мастерской старшеклассника впечатлила.

— Я всегда был неравнодушен к скрипке, хотя окончил музыкальную школу по классу балалайки. А когда разговорился с мастером скрипичных дел и узнал, что можно приехать и поучиться у него, я понял — это шанс, упускать его не стоит.

Теме мастерства изготовления скрипки Леонид решил посвятить  свой годовой выпускной проект  в вальдорфской школе. И зимой — уже один, без класса, без сопровождающих — он вновь приехал во Фрайбург. Четыре недели школьник работал вместе с Себастианом, учился мастерству шлифовки, секретам выбора и обработки дерева, соблюдению пропорций корпуса.

— Из Фрайбурга я привез одну из деталей — завиток, по-другому — шейку инструмента. Над остальным работал здесь, в школьном кабинете ремесла. Очень помогли мне специализированные издания и интернет-сайты. Без них было бы сложнее.

Клен, ель и черное дерево

Процесс изготовления инструмента подчиняется определенным канонам. В скрипичном деле мелочей не бывает — важны рельеф, толщина и пропорции корпуса, качество древесины.

— Для скрипок в основном применяются ель, клен и черное дерево, высушенные определенным образом. Для своего инструмента я заказывал древесину из столицы. Лекала изготавливал на основе классических пропорций, разработанных итальянскими мастерами. Верхнюю деку и внутренние детали вырезал из ели, нижнюю деку и обечайки, то есть боковые поверхности корпуса — из клена. Какой получилась скрипка, судить пока рано. Впереди еще несколько завершающих этапов.

Над инструментом Леонид работает уже несколько месяцев. В скрипичном мастерстве, наряду со столярным и плотницким делом, ему помогает знание точных наук — черчения, геометрии, математики.

— Очень необходимы в такой работе и терпение, точность, аккуратность. Мне их, к сожалению, в должной мере не хватает.

Примерно на 80% инструмент Леонида уже готов. Осталось две небольшие, но очень важные детали — установка распорки внутри корпуса скрипки, иначе говоря душки, и обработка лаком.

— Распорку я пытался поставить, но у меня не вышло, и я договорился о помощи мастера из города Ангарска — он оценит инструмент, подскажет, как лучше сделать. Установить душку правильно — это важно. Ошибка чревата потерей качества звука. А вообще, скрипичный мастер — профессия редкая, эксклюзивная. В Иркутске, насколько я знаю, таких специалистов нет.

В век массового производства скрипки ручной работы необыкновенно ценятся. Многие профессиональные музыканты заказывают инструменты у мастеров.

— В следующем году, после окончания школы, я мечтаю поступить в Германии в учебное заведение, где обучают скрипичному делу, а потом открыть собственную мастерскую, — делится планами Леонид. — Скрипка — красивый, изящный инструмент, его звучание схоже с человеческим голосом, а процесс изготовления — настоящее искусство. С одной стороны, в нем важны математическая точность и расчет, с другой — творчество, ручная работа. Такое сочетание и привлекает.

Что за проекты?

К работе над годовыми выпускными проектами ученики вальдорфской школы приступают в 11-м классе, а защищают их в 12-м. Спектр тем неограничен. Это может быть постановка спектакля, изготовление авторской мебели или, скажем, выполнение ландшафтного дизайна сада. Ребята сами выбирают дело, которому посвящают проект, специалиста-консультанта со стороны и куратора из числа преподавателей, который направит, поддержит, поможет с самоорганизацией.

— Выпускной проект — это, с одной стороны, попытка попробовать себя в чем-то новом и интересном, с другой — своеобразное испытание на зрелость, самостоятельность. Ведь год трудиться над практической и теоретической частью, взаимодействуя с новыми людьми, планируя собственное время, — серьезный, ценный опыт, — поясняет Марина Лидина, преподаватель Иркутской вальдорфской школы, куратор годового проекта Леонида Скутина. — Бывает, что в процессе работы интерес пропадает, ученик устает от темы и, завершив проект, больше к ней не возвращается. И в этом нет ничего страшного, это тоже результат. А бывает и наоборот — выпускник влюбляется в выбранное дело, связывает с ним жизнь. Например, одна из наших учениц, работая над проектом, уехала в Геленджик, где два месяца трудилась в местном дельфинарии, тренируя питомцев, ухаживая за дельфинами. После, вернувшись в Иркутск, девочка защитила проект и поступила на ветеринара, — продолжает преподаватель. — Как сложится со скрипичным делом у Леонида, покажет время. Проделанная им работа — это уже большой шаг к поставленной цели.